На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Иван Машковцев
    хорошее дело , красивые деревянные шкатулки своими рукамиКак сделать дерев...

Церковь как коммерческая структура

Рынок церковной резьбы очень специфичен. Зарождался он во времена Перестройки тогда и это было золотое дно. Хоть какой мало-мальски обладающий инвентарем мог наковырять большой объём некоего маловразумительного резьба по дереву донгянг в провинции чжэцзян орнамента и получить не плохое вознаграждение.

Просто его работу не с чем было ассоциировать. Естественно, имеется в виду не полное отсутствие сравнений вообщем, а отсутствие конкурентоспособной продукции. Ну и сказать по правде, подавляющее большая часть храмов не работало, служа овощными базами, амбарами и клубами культуры. Поэтому и не было сравнений. Думаю, новоиспечённый резчик не рыскал по глухим деревням либо памятникам архитектуры в поисках антиквариата, - с тем, чтоб на практике использовать потаенны старых мастеров. Он просто высасывал из пальца замудренные узоры, ну может где в книге подсматривал.

Но времена изменялись. Стихийно создавались мастерские, через какое-то время распадались. В этом процессе участвовала совсем разношерстная публика. Кто-то архитектор недоучка, кто-то инженер электронщик, был живописец, оформитель был и столяр краснодеревщик, ещё мореплаватель далекого плавания и дядя Вася - пьяница. Как говорится - резьбе все возрасты покорливы. То время было мрачное, грозное, бурлящее. Людей швыряло туда-сюда. Бывало и об стенку, и за борт, и на панель. Интеллигента - в грузчики, слесаря - в челноки, учителя пения - в резчики по дереву. После еще одного распада очередной мастерской (артели) вчерашние наёмные резчики делали новые мастерские, и, в общем, рождалась конкурентность, а совместно с ней и рынок церковной резьбы.

Не обошлось и тут без криминала, как ничто у нас, наверняка, не обходится без этого. Короче, некие мастерские принадлежат им…Но с другой стороны многие из их оплачивают российское народное творчеств резьба по дереву большие заказы - наверняка, грехи замаливают.

Как понятно, церковь у нас не облагается налогами и иными муниципальными повинностями. Что и завлекает в эту структуру много всякого сброда. Я только желаю сказать, что если вы получили церковный заказ, не нужно мыслить, что с вами непременно обойдутся по-доброму, по-христиански. Не хотелось бы сгущать краски, но ведь подавляющая часть сегодняшнего духовенства — это бывшие учителя, сантехники, милиционеры. Священнослужители в большинстве своём такие же люди, как мы с вами - бывают хитрые шпилька с правой резьбой и резьбой по дереву, бывают справедливые, встречаются недалёкие, но есть и истинные ценители, - всякие, одним словом. Потому стоит пообщаться, приглядеться, проанализировать. Ну, как с хоть каким заказчиком. Естественно, многие из их честно пробуют быть праведниками, но философия православия очень глубока, и некие представители духовенства, думаю, понимают её превратно, поверхностно. В связи с этим бывают недоразумения типа: "Смирись чадо, сребролюбие негативно, не требуй за свою работу много, а лучше ничего не требуй, иди с миром дитя моё". В схожей ситуации есть собственный плюс. Вы просто заканчиваете со священником контакт, и не ввязываетесь в длинный и малоперспективный заказ.

Зайдите в хоть какой храм, и, ставлю девять к 10, что там найдётся вам работа. Вопрос в том какая, за которую стоимость, и в какие сроки.


Вообщем, рекомендуется начинать сотрудничество конкретно с маленьких работ. Естественно резьба по дереву рабочая программка на 4 года не факт, что это стопроцентный тест, но всё же. Не поддавайтесь эйфории в предвкушении большого заказа. Не нужно думать, что одно изделие будет походить на другое. Недурно пообщаться с рабочими - прозондировать, так сказать, почву. Направьте внимание, со вкусом ли оформлен храм, подключите художественное чутье. Обычно, эстетично малограмотный батюшка не оценит по достоинству ваши усилия. В процессе переговоров будьте адекватны своим способностям, не поддавайтесь своим иллюзиям. Сроки обговаривайте узоры картинки орнаменты для резьбы по дереву с припасом.

Для вас, вероятнее всего, пригодятся ассистенты. Хотя бы один столяр-плотник, и 2-3 резчика, зависимо от объёма и сроков. Я знавал 1-го "пилигрима", который работал и жил с семьёй при монастыре 9 лет. Настоятельница (кстати, редчайший пример сочетания милосердия и терпения) в конечном итоге изгнала его, а работа осталась недоделана. Но этот пример — большая уникальность. Обычно, сроки стоят очень жесткие. Обычно заказ требуют к определённому церковному праздничку. Прямо одержимость какая то… Я подозреваю, что это пережиток русских времён, "даешь пятилетку за три года!". Резоны о том, что стремительно и отлично не бывает, их не много трогает. Выходит популярная дилемма - делать что говорят или по совести? Порой дрянные мастерские завалены заказами, а мастерские по-настоящему творческие вылетают в трубу или медленно загибаются. Как я уже сказал, это рынок, и хотя он почти во всем специфичен, все таки вполне поддаётся логике.

Поделюсь небольшим секретом, как шабер для резьбы по дереву получить мелкооптовый заказ. Любые: храм, собор, церковь, часовня, посвящены (носят имя) какому-либо празднику, который в свою очередь посвящён определённой иконе. Богоявленский собор - икона "Явление Господа", Успенский собор - икона "Успение пресвятой Богородицы", и т.д. Итак вот, можно делать небольшие незамысловатые иконки конкретным адресатам. Если цена будет сходная, у вас с удовольствием будут их брать на реализацию в свечную лавку. Богомольцы будут тоже с радостью покупать. Есть храмы, в каких обретаются нетленные мощи святых людей - например, Иоанна Кронштадского, Серафима Саровского, Фёдора Ушакова. К таким местам традиционно совершает паломничество большое количество людей. На финише, как надо помолясь и, приложившись к святыням, паломники сметают в церковных лавках с полок буквально всё что есть. Кто-то увозит домой оловянный образок, но кто-то и золотой. Иные покупают бумажные иконки, но некоторые с удовольствием приобретают резные. Тут вопрос цены не является для них первостепенным, главное - чтоб за душу брало. А это и есть художественная сверхзадача для мастера - вдохнуть душу в резную икону.

Перед вами две работы. Это так называемая "быстрая резьба". Выполнена скоро, чисто, аккуратно, профессионально.

Прискорбно, но невозможно за 4 дня сделать одухотворённый образ. Приходится выбирать. Или самозабвенно ковыряться неопределённое количество времени, или быстренько настрогать с десяток штук. Тем паче что по сходной чётки из дерева с резьбой цене они уходят влёт. Если вы планируете заниматься церковной резьбой, то с этической дилеммой "быстро или качественно" вы столкнетесь не раз. Выбор все равно придется делать или искать сложный компромисс. В любом случае равнодушным остаться не получится. Не заскучаешь.

Как видно по фотографиям, форма данного изделия может быть совершенно произвольной - это относится ко всем предметам внутреннего убранства церкви. Дерзайте, простор для творчества велик. Кстати, аналой &mdash как заточить инструмент для резьбы по дереву; самый, пожалуй, востребованный предмет церковного интерьера. В отличие от остальной "мебели" его постоянно передвигают с места на место, по праздникам выносят на улицу для службы (бывает и в непогоду). В-общем, век аналоя недолог. Кроме того, многие священники хотят свой личный аналой определённой высоты и с особым наклоном. Ведь за ним батюшке приходится стоять несколько часов кряду, согнувши спину за чтением псалмов.

Многие пользуются так называемой "модульной системой", где всякое изделие состоит из отдельных элементов, будь то витая колонна, сложный багет или элемент резьбы. Вы собираете композицию словно конструктор "Lego". Каждое последующее изделие будет собираться, возможно, иначе, но из всё тех же модулей.

На этом рисунке видно как всё те же модули включены в общий ансамбль. На мой вкус, слегка пошловато, но как пример использования, весьма показательно.

Конечно, эта ваша база данных будет шаблон к резьбе по дереву обновляться и пополняться, но технология останется прежней. Обернитесь по сторонам, изучите храм. Как богатое убранство? Фактически в любом схожем месте проходят работы маленькие либо большие, снутри либо снаружи. Скорее речь пойдёт о вашем индивидуальном устоявшемся стиле. Я лично слышал подобные "экспертные" оценки. Ну а зачем разубеждать "настоящих Ценителей"? Тем паче, с течением времени можно сформировать ещё несколько коллекций этих самых модулей. Причем каждая из них может быть подчинена своему особому стилю.

Теперь немного размышлений относительно стилей церковного убранства. В протяжении веков Церковь не оставалась в стороне от светской моды. Это касалось резьба по дереву фотографии рисунки и эскизы для новичков и архитектуры, иконописи и резьбы. До наших дней дошли великолепные образцы иконостасов в стиле барокко - самых, пожалуй, сложных в изготовлении.

Сложность подобных иконостасов заключается не только лишь в горельефной резьбе, да и в самой конструкции тела (остова).

А нынче чистота стиля не в ходу. Сплошная эклектика. Перед вами типичный "новодел" - надо заметить, не самого худшего исполнения.

Например — московское или нарышкинское, строгановское, фряжское резьба по дереву на доске фотографии рисунки и эскизы. Конечно, он листает иллюстрации и смотрит по сторонам, но использует накопленные знания, миксуя их по собственному вкусу. Подобная эклектика в наше время повсеместна. Но даже если и есть попытки создать что-нибудь "эдакое" - византийское или древнерусское, как правило это всё весьма условно. Имеет место скорее стилизация, псевдостиль. Не думаю, что это плохо. Строго говоря, на Руси чистого стиля практически и не было никогда. Преломляясь сквозь призму национальных традиций стиль, приобретал самобытное звучание, местами фольклорное.

Так, барокко, например, образовало в России множество ветвлений.Наблюдается смесь барокко, классицизма, модерна, и, может, капельку ампира. Потому что я знаю автора, то могу с уверенностью сказать, что на всякие там стили ему наплевать. Он руководствуется лишь собственным внутренним чутьём. Мастера не слишком церемонились со всякими там канонами. Просто была основа - барокко, ну а развивали, кто как хотел. Тоже касается и так называемого древнерусского стиля, которого, если быть точным, никогда и не было. Было заимствование элементов иноземных культур - а именно, восточной и византийской. Вот эти два источника и стали основой древнерусского церковного изобразительного искусства.

Но если вы присмотритесь, то увидите внутреннее напряжение и суетность.

В общении о церковной резьбе следует упомянуть о мастерах-одиночках, не считающихся с производственной необходимостью. Такой мастер обычно имеет очень высокий уровень. Не он ищет заказчика, а наоборот. Обычно речь идёт о небольших инструменты и аксессуары для резьбы по дереву иконостасах для домовой (личной) церкви. Ну и утварь в комплекте. Работая год и поболее, он обычно не нуждается в деньгах. Бывает что иконы там тоже все резные. Но это крайний эксклюзив. Подобные заказчики, кроме того, что богаты и терпеливы, ещё и большие эстеты.

Евгений Карасёв (г. Пенза) - Мастер с Большой буквы. Работает с1988 года. Специализация - резная икона. Несколько его работ были подарены Патриарху Всея Руси Алексию Второму. Сразу уточним, не от него подарки. Ему просто заказывали и оплачивали работу.

наверх