На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Иван Машковцев
    хорошее дело , красивые деревянные шкатулки своими рукамиКак сделать дерев...

Мастер - класс для учителей технологии на курсах повышения квалификации мгоу резьба по дереву сияния

Мастер - класс для учителей как сделать фигурки резьба по дереву технологии на курсах повышения квалификации МГОУ "Резьба по дереву "Сияния""

Тема:«Методика преподавания и практические уроки трехгранно – выемочной резьбы розеток-«сияний»,символика в резьбе»

Место проведения. МГОУ Кафедра Технологии и Предпринимательства.

Город Москва, ул. Радио, дом 10 – а.

Педагог дополнительного образования, учитель Изобразительного искусства и Технологии в 1-7 классах ГБОУ Лицея № 504 г. Москвы, руководитель творческих мастерских по возрождению народных ремесел «Народные мотивы».

В 1986 году окончила индустриально - педагогический факультет МОПИ им. Н.К.Крупской по специальности учитель общетехнических дисциплин и труда.

Лауреат Окружного конкурса педагогов дополнительного образования САО г. Москвы «Многогранность» в номинации: Мастер народных ремесел и Вокал.

Педагогическое кредо. «Народная культура является одной из наиболее важной составляющей в нравственно-эстетическом воспитании детей». Именно связь времен формирует у ребенка определенные жизненные идеалы, способствует активному личностному осмыслению действительности. Возрождение народных ремесел, обучение и воспитание детей через ремесло позволяют сформировать основы личностной культуры, соизмеримые с общечеловеческими как сделать стол для резьбы по дереву духовными ценностями.

С 1987 года по 1994 год Татьяна Евгеньевна преподавала изобразительное искусство, художественный труд, черчение и народную культуру в общеобразовательной школе, г.5. Каталог изделий народных художественных промыслов - Нижний Новгород: ЗАО ФАБРИКА Городецкая роспись, 1998.

Тема: « Методика преподавания и практические уроки трехгранно – выемочной резьбы розеток - «сияний», символика в резьбе. »ЦЕЛЬ ПРОВЕДЕНИЯ: передача опыта, профессионального мастерства педагогам. участникам мастер - класса в процессе освоения дрель для резьбы дерево методов преподавания технологии народного художественного промысла резьбы по дереву.

На базе Дома офицеров в/ч г. Ключи организовала Мастерские по возрождению народных ремесел «Народные мотивы» и начала преподавать по разработанной ею образовательной программе дополнительного образования детей «Народные мотивы».

С самого начала своей педагогической деятельности Татьяна Евгеньевна Терещенко серьезно и активно занимается пропагандой и возрождением русской народной культуры, народных ремесел, обычаев, обрядов и образа жизни. Обучает, воспитывает детей, опираясь на ведущие идеи народной педагогики и традиционной народной культуры.

С 2000 года Татьяна Евгеньевна работала в Государственных Образовательных Учреждениях города Чехова Московской области и в Государственном Учреждении дополнительного образования ДЮЦД «Дегунино» города Москвы.

Областных и Городских конкурсах, выставках, фестивалях: «Юные таланты Московии», «Москва - России красное крыльцо», «Праздник Пасхи глазами детей», «Страна увлечений», Московский педагогический марафон учебных предметов;

Окружных конкурсах ДПИ: «Северные звездочки», «Северное созвездие», «Венок талантов», «Мастер и подмастерье», «Радуга талантов».

Т.Е.Терещенко вот уже 15 лет работает по разработанной ею Программе дополнительного образования детей по курсу Декоративно - прикладное творчество «Народные мотивы» и на собственном творческом педагогическом опыте доказывает, что актуальность изучения как сделать ножи по резьбе по дереву и освоения детьми Народного искусства, сохранение традиций преемственности поколений влияет на формирование всесторонне развитой личности и гражданской позиции человека.

«Воспитание души – истинное служение Отечеству, возрождение самой народной души.» В искусстве, созданном народом переплелись во едино верность традициям (образы, мотивы, правила, навыки, приемы, темы, сюжеты, отражающие народное мироощущение),коллективный опыт, природное начало и история.

Участникам мастер как сделать бур для резьбы по дереву - класса предлагается ознакомиться с методикой, разработанной Т.Е.Терещенко в мастерских по возрождению народных ремесел «Народные мотивы», суть которой состоит в обучении детей, доходчивым, упрощенным приемам геометрической резьбы лучей-сияний и розеток «сияний». Построение, приемы разметки на шесть равных частей и техника резьбы розетки «сияние». В ходе работы слушатели применяют линейку, карандаш, циркуль, нож-косяк с углом 45 или 60.

Участники мастер-класса наглядно и практически знакомятся со значением понятий: «композиция», «орнамент», схема, стилизация, контур, разметка, «сияние», символ, обереговый знак; приёмы резьбы «наколка», «подрезка», техника подрезки «на себя» или «от себя» в зависимости от направления волокон.

Расширяя свой кругозор и практические навыки. ученики осваивают приёмы резьбы поперёк и вдоль волокон древесины, добиваясь чистоты среза.

Представленнаятехнологияиспользуется на занятиях по программе разработанной Т.Е.Терещенко «Народные мотивы» во время третьего года обучения и подтверждена хорошими результатами усвоения обучающимися. Образовательная программа дополнительного образования детей «Народные мотивы» полезна педагогам, работающим с детьми 7 – 16 лет.

Данный мастер - класс адресован педагогам декоративно - прикладного и изобразительного искусства, методистам системы дополнительного образования детей, учителям Технологии и черчения общеобразовательных школ, родителям для домашнего освоения секретов РЕЗЬБЫ ПО ДЕРЕВУ.

2. Глозман Е.С. «Технология. Технический труд и дополнительное образование». Художественная обработка древесины. Практические уроки резьбы по дереву. – М. «Глаголица»,2007.

3. Хворостов А.С. Хворостов Д.А. «Художественные работы по дереву. Технология народных художественных промыслов» - М.:ВЛАДОС. 2002.

4. Хотунцев Ю.Л. Глозман Е.С. Технология. Технический труд. Учебник для общеобразовательных учреждений-.М.:изд. МНЕМОЗИНА. 2011.

Тейково Ивановской области.С 1994 по 1996 год - работала педагогом дополнительного образования в ДЮЦД города Тейково и руководила мастерскими по возрождению народных ремесел «Народные мотивы».С 1996 по 1999 год Т.Е.Терещенко преподавала курс «Народные мотивы» в Городском Доме творчества города Ключи Камчатской области.

1. Поддержание интереса к истории народного промысла резьбы по дереву и развитие практических навыков слушателей.

2. Знакомство с методикой преподавания и технологией выполнения резных узоров – орнаментов; основными правилами и приемами выполнения трехгранно – выемочной резьбы по дереву.

3. Расширение педагогического опыта и знаний для дальнейшей плодотворной работы по пропаганде русского народного творчества, возрождения исторического наследия и приобщения подрастающего поколения к ручному труду и творчеству.

Линейка, простой карандаш, ластик, циркуль, нож - косяк, салфетка, деревянные заготовки, шаблон-измеритель, наглядные пособия, схема построения «сияния» ; Деревянные резные изделия с геометрическими орнаментами, видео фильм «Мастер и подмастерье – 2013», Видео презентация «Народные мотивы»

- объяснительный. рассказ – ценная информация об искусстве резьбы по дереву, сведения о свойствах древесины, об основных видах резьбы, Об инструментах и приспособлениях драконы в дереве резьба для этого увлекательного художественного ремесла, расшифровка символики», понятий «композиция», «орнамент», «сияние»;

- советы мастера педагогам. каждое занятие резьбы по дереву начинать с повторения правил Техники безопасной работы в мастерской; подготовки инструментов и приспособлений; Проверки их исправности.

- иллюстративный. объяснение поэтапного построения и разметки розеток «сияний», демонстрация резьбовых приёмов «наколка», «подрезка» из центра пирамиды к вершинам треугольника, «подрезка» в технике «от себя» или «на себя» (в зависимости от направления волокон. Наглядная демонстрация определенных видов действий, приемов: сравнения, наблюдения, правил определения угла наклона ножа - косяка, анализа; демонстрация изделий народных промыслов, просмотр фильма – презентации «Мастер и подмастерье».

- деятельный. демонстрация последовательного построения – разметки на доске, показ на заготовке последовательности построения розетки как сделать изделие резьба по дереву «сияние» по технологической схеме, демонстрация поэтапной работы - техника резьбы ножом – косяком, выполнение трёхгранно – выемочной резьбы.

В начале занятия педагог объявляет тему мастер – класса: «Методика преподавания и практические уроки трехгранно выемочной резьбы «сияний», символика в резьбе».

Демонстрируется фильм – презентация «Мастер и подмастерье». Просмотр на экране слайд - презентации Мастерских по возрождению народных ремесел при ГБОУ лицее № 504 «Народные мотивы», подготовленной педагогом Терещенко Т.Е. и комментарии педагога.

Резьба по дереву всегда сопутствовала деревянной архитектуре. Истоки резьбы по дереву прослеживаются с древнейших времён, когда изображения небесных светил, зверей и птиц носили культурный характер и имели обереговое назначение. Символ света, солнца – это «Солярный знак»; ромб, квадрат – символ Земли; цветы – символы здоровья ; птицы – символы семейного благополучия. Донца прялок украшались резьбой, которую слегка подкрашивали для большей наглядности. Среди изображений животных с древнейших времён особенно почитался конь – один из символов доброго божества, олицетворение порывистого ветра, бури. Считалось, что конь отгоняет от жилья злых духов и приносит счастье, поэтому его изображение укрепляли на самом высоком и видном месте дома. отсюда и название «Конёк крыши». Конь еще и символ богатства, птица-символ счастья, а цветы – символ здоровья и процветания в делах. Сюжеты старинной орнаментов очень декоративны и стилизованы (упрощены), но это не уменьшает их самобытности.

Наибольшее дремель по дереву резьба развитие домовая резьба получила к началу XX века. Каждый хозяин стремился наряднее украсить резным декором своё жилище, поэтому украшалось всё – окна и балкончики, карнизы и фризы, наличники окон и дверей ,заборы…

Трудно даже представить ,что в современном обществе с развитием науки, культуры, искусства, в век интернета будут утрачены традиции РЕЗЬБЫ! Ведь резьба по дереву производит на зрителя не меньшее воздействие, чем живопись. То ли благодаря доступности восприятия, то ли потому, что к этим изделиям кроме мастера приложила свои «золотые руки» и мать – природа, ибо никакому художнику не передать ту игру текстуры и искрения ,которую даёт древесина.

Лучшее, что придумала и создала природа - это дерево. При изучении это способа Вам необходимо знать и уметь объяснить детям ход правильных действий. По ходу своего объяснения я расскажу и покажу весь технологический процесс, как это делаю я.

Вводный инструктаж по оборудованию рабочего места и правилам безопасной работы по технологической карте и во время всего как сделать ажурную резьбу по дереву технологического процесса резьбы по дереву. при работе ножом-косяком.

Выполнение первого этапа – построение чертежа. разметка розетки с узором «сияние» на 8 равных частей и орнаментальной полосы.

Выполнение третьего этапа – Практическая работа «Резьба треугольников» в технике резьбы узоров «сияний». «Сияние» - это «веер», вписанный в различные геометрические фигуры. «Сияние» состоит из треугольников – лучей, которые сходятся своими вершинами в центре, а основание вписано на сторонах геометрической фигуры: круга, ромба, квадрата, треугольника, прямоугольника.

Узор «сияние» - это орнамент из удлинённых треугольников, расходящихся из одной точки (центра) и ограниченных геометрической фигурой.

2-й шаг: удерживая нож-косяк вертикально, углубить косяк на 3 мм в дерево и опустить пятку ножа до горизонтальной линии разметки, накалывая таким образом все три линии разметки пирамидки как самому научиться резьбе по дереву.

- учитывая направления волокон древесины, сначала прорезают косяком основания каждого равнобедренного треугольника по всей окружности розетки, вращая заготовку, а затем режут грани лучей, как трёхгранные выемки.

Выполнение этапа - Техника резьбы «сияний» - лучей - это более сосредоточенная резьба «сколышей», треугольников с прямыми углами выполняется в технике «от себя» и «на себя» ,удерживая нож-косяк не одной рукой, а с помощью второй руки,- большой палец второй руки должен упираться в обушок (ребро) ножа-косяка, помогая его движению по срезу.

1-й шаг: поставить носик кожа - косяка с наклоном 30-45 градусов в начало основания «сколыша», чтобы жало было параллельно одной из сторон треугольника. При резьбе розетки пятка косяка должна доходить до её центра. не врезаясь в глубину,- только в этом случае вершины лучей розетки получаются без древне резьба по дереву сколов.

2-й шаг: нажимая на рукоятку ножа-косяка, выполнить подрезку пирамидки так, чтобы носик оказался в вершине треугольника. Подрезанная пирамидка срежется и удалится из выемки. Подрезку можно выполнять как с правой стороны «на себя» (пальцы рук, в которой зажат нож смотрят вниз),так и с левой стороны треугольника «от себя» (пальцы руки смотрят вверх) в зависимости от направления волокон.

Заключительный этап работы: При резьбе треугольников в лучах «сияния» необходимо выполнить три наколки из центра пирамидки к вершинам треугольника и три подрезки. Подрезка при этом должна выполняться по направлению вдоль волокон древесины. Следим за чистотой как сделать ножи для резьбы по дереву срезов.

При подрезке сложных геометрических фигур не доводите нож – косяк до центра круга, вершины в пределах 1-2 мм, иначе центр розетки или место слияния лучей (сияний) будет разрушен.

По ходу выполнения каждого этапа педагог демонстрирует все свои действия на доске - заготовке, выполняет те же действия ,что и обучаемые, комментируя их, и индивидуально участникам мастер – класса, подходя к каждому.

При этом педагог комментирует каждый символический знак обереговой системы домовой резьбы, используемый в данном рисунке и объясняет его название и значение.

Например, волнистая линия – символ воды «хляби небесные», спиралька - знак бесконечности «коловорот», круг «сияние» - символ солнца «солярный знак».

Используя все эти символы в домовой и вообще в резьбе, «общаясь с деревом» человек обогащался внутренне, совершенствовал свое мастерство и оберегал себя от сглаза.

наверх