На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Декоративно-прикладное искусство удмуртов

К одному из старых видов народного искусства относится вышивка. Куски вышитых тканей обнаружены археологами в материалах могильника IX—XII вв. Еще в XIX в. вышивка оставалась всераспространенным методом орнаментации одежки: ею декорировали платки, шапочки, декоративные полотенца, ритуальные пояса (зар), рубашки. Но более колоритна удмуртская обычная вышивка на рукавах белоснежных дамских рубах и съемных нагрудниках (кабачи) [1].

Материалом для производства вышитой одежки удмуртов дерево для резьбы по дереву спб была домотканина, льняной холст, гладкий, без узора. В различные периоды для вышивания по холсту удмуртки употребляли разные материалы: шерсть, гарус, шелк, бумагу, серебряные и позолоченные мишурные нити [2].

Для удмуртской вышивки типично сравнимо маленькое количество цветов, доминирование черных насыщенных тонов. В большинстве случаев употреблялись сочетания контрастирующих цветов: красноватого с черным, белоснежным либо голубым, голубого с карим, темного с серебром. У южных удмуртов ранее, чем у северных, вышивка стала более полихромной, они ввели зеленоватый, оранжевый, фиолетовый цвета, в чем усматривается воздействие примыкающих - тюркоязычных народов - башкир, татар.

Растительные красители для домашнего окрашивания нитей являются подобными для всех народов Поволжья и Приуралья. Так, для основного красноватого цвета везде употребляли марену либо подмаренник. Для голубой краски использовали кузнечную окалину железа. Темный цвет выходил от добавления в металлический окал ольховой коры.

Что касается методов окрашивания, то главным приемом являлось квашение нитей в растворе краски с добавлением квасцов либо просто кваса. Почаще нити квасились, сушились, а потом кипятились раздельно, уже в одном растворе краски. Применяли также способ двойного окрашивания.


Красивые художественные эталоны древней удмуртской вышивки на разных предметах женской одежки внушительно обосновывают, какого мастерства достигнули в их орнаментации вышивальщицы. Орнаментация производилась ими без всяких вспомогательных средств. Узор наносился конкретно на холст, без всякой канвы либо рисунка, по счету нитей. Пяльцев у удмуртов, как и у других народов Поволжья, не было. Единственным техническим приспособлением являлась швейка, к которой прикреплялась вышиваемая ткань. Время от времени заместо швейки использовали нижнюю часть прялки, сняв верхнюю — съемную. При нанесении на ткань узора при помощи различного рода нитей — шелковых, позументных, шерстяных, гарусных, картонных и т. п. — мастерица использовала разные приемы, оперируя значимым количеством швов. Это — счетная гладь, набор, роспись, шитье «в прикреп», «по выдергу» и, в конце концов, даже крестик и тамбур. Основной техникой шитья являлась счетная гладь. У удмуртов употреблялась так именуемая «прямая счетная» гладь без подготовительного дерево для резьбы новосибирск обведения контуров. Шов этот обычно был двухсторонним, применялся при вышивании нагрудников «кабачи» и рукавов. Пореже использовали при орнаментации «косую стежку», гладевой шов с точным обведением контуров «росписью».

Шов «набор» почаще употреблялся на головных полотенцах в купе с узорным тканьем. Эта техника дерево скульптурная резьба вышивки имитировала браную технику тканья по принципу пропускания нити через известное количество нитей базы. Узор часто был двухсторонним, с оборотной стороны выходило негативное отображение лицевого узора. Шитье «по выдергу» не типично для народов Поволжья, но в неких районах проживания удмуртов оно обширно применялось. Этой техникой вышивалась верхняя одежка удмуртов «шортдэрем». В неких южных районах проживания удмуртов вместе с татарами на вышивках их головных полотенец и платков возникает тамбурный шов. Это очевидное заимствование осознается вышивальщицами и имеет отражение в терминологии. Вышивка именуется «бигер пужы», т. е. монгольский узор, а само полотенце именуется «чалма» заместо «йыр кышет», т. е. головное полотенце.

Терминология, связанная с искусством вышивки у удмуртов, очень многообразна. Имеются определения для обозначения техники шитья: «зу» — косая стежка, «чертэт» — роспись, «вандэт» — шитье по выдергу, «бичам» — гладевой шов и т. п. Многие наименования относятся к локализации вышивки, к примеру, «гадь пужы» — нагрудный узор, «сирес пужы» — вышивка ворота, «созы» — полоса на подоле и т. п. Большая группа определений связана с мотивами вышивки, с обозначением всего узора либо отдельных его частей [2].

Заглавие орнаментов мастерицы заимствовали у природы: шунды пужы - узор "солнце", толэсь пужы - узор "луна", вуюись - радуга, пужым - сосна.

Есть узоры под заглавием "конопляное семя", "голубиный глаз", "гусиные зубы", "бараний рог", "собачий след". Посреди заглавий орнаментов встречается много наименований предметов домашнего обихода — зубья пилы, коромысло и т. д. Разумеется рвение опоэтизировать быт, умение созидать красоту в обыденной жизни. Наименования одних орнаментов подчеркивают материал вышивки (зарни пужы — золотой узор), другие дают подсказку его обычное размещение: гадь котыртэм — узор на груди, ограда груди, сирес пужы — узор на воротнике, саес пужы — нарукавный узор, с?зул пужы — узор на подоле. Нарукавные узоры не вышивали на подоле, набросок с мужской рубашки не переносили на женскую. Свои композиции предназначались для вышивания платков и поясов.

Композиции рисунков составлялись обычно из геометрических фигур: ромбов, квадратов, треугольников, прямых и ломаных полос, крестиков и т. п. Обилие их композиций при варьировании размеров и цветов создавало нескончаемое огромное количество орнаментов дерево магазин резьба по дереву [1].

Вышивка нагрудника «кабачи» в женском удмуртском костюмчике многообразна и по орнаменту, и по раскраске, и по материалу для выполнения узора. Главные элементы геометрического орнамента, которые дерево статуя резьба входят в структуру вышивки, это — звезды, ромбы, ломаные ступенчатые полосы, квадраты, кресты, крестообразные фигуры.

Вышивка коврового типа покрывает обычно все поле нагрудника. Отдельные элементы орнамента размещаются на прямоугольной поверхности по определенному и законченному композиционному плану, в большинстве случаев организуются одной большой фигурой. Раскраска — типична для удмуртской вышивки. Преобладает красноватый цвет, время от времени в купе с голубым либо черным. Более ранешние эталоны выполнены с применением серебряной нити на черном фоне. Края вышивки со всех 4 сторон обрамляются, обычно, нашивками ткани, позумента, тесьмы в тон основной раскраске. Тем нагрудник отграничивается от белоснежной поверхности рубашки вроде бы точной рамкой.

Можно выделить четыре типа нагрудников. Каждый тип соответствует определенному предназначению. Так, нагрудник, в каком основной узор — восьмиконечные звезды именуется «толэзё», т. е. лунный. Когда-то он числился только свадебным. Без него, по воззрению удмуртов, использовавших в костюмчике нагрудник, нельзя было «играть свадьбу». Нагрудник этот надевался жене по приезду в дом жениха. Время от времени к основному узору — звезде — прикреплялись в качестве «оберега» раковинка-каури и монета.

Нагрудник с крестообразной большой фигурой в центре предназначался для надевания его дамой при молениях в священной роще «луд». Нагрудники же с узором, носящим заглавие «чаг возён», т. е. светец, в виде большой ступенчатой пирамиды в центре,надевали в огромные празднички и в гости. В будничные деньки надевали нагрудники с маленьким либо неопределенным узором, без точного композиционного решения и центрирующего рисунка. Вся эта обычная типология орнаментов не мешала, но, творчеству вышивальщицы, обогащению обычных приемов, созданию различных вариантов композиции.

Вместе с вышивкой нагрудной части женской рубашки существенное место в удмуртской одежке отводится нарукавной вышивке. В удмуртском женском костюмчике можно следить два типа орнаментации рукава: 1-ый — в виде широкой продольной вышитой полосы, отороченной 2-мя нашивками по краям, и 2-ой — в виде крупной овальной розетки на плече декорирование резьбой по дереву. Нередко можно встретить и сочетание обоих типов, когда от плечевой розетки вдоль рукава идут нашивки тесьмы или ткани (шелковой или суконной, в виде лент). Чаще при вышивании применяют гладевой шов, по счету ниток. Носили их с углубленными, так называемыми «татарскими» калошами, реже — с лаптями.

Мастерицы из южной группы удмуртов расшивали налобные повязки, платки-покрывала, головные полотенца, свадебные пояса зар, нагрудники.

Техника такой вышивки — это сочетание старинного шва «в прикреп» со швом «счетная гладь». Иногда подол украшался полосой вышивки, исполненной декоративная резьба по дереву техникой «набор».

Большое разнообразие представляет собой вышивка головных полотенец у удмуртов: тонкая, почти ювелирная, выполненная разноцветным шелком, техникой «счетная гладь» [2].

Вышивка северных удмуртов представлена сначала вышитой белой одеждой. Это рубахи с распашными кафтанами, головные полотенца, нагрудники. Узоры самые разнообразные: прямые полосы, пересечённые прямыми и косыми линиями, гребенчатые линии, треугольники и квадраты, ромбы, ромбы с продолжающимися сторонами, мотив парного крючка. При всем этом они имеют различные названия: «бараньи рога» («така сюр»), «крылья утки» («??ж бурд»), «конские головки» («вал йыр») [3]. На свадебных нагрудниках обычно основным орнаментальным мотивом является восьмилучевая розетка («лунный узор» — «толэзё»). «Свадебный узор «толэзё» — женский лунный знак. способствующий плодовитости его носительниц. Здесь имеется в виду не изображение небесного светила, а подчёркивается временной аспект, репродуктивный период женщины» [4]. Основная цветовая гамма вышивки — терракотово-красная, контур узора всегда очерчивался чёрной нитью, иногда вышивались небольшие оживки (включения) из синих, жёлтых, зелёных нитей. Северные удмурты владели практически всеми видами швов вышивки: это — косой и прямой стежки с очерченным контуром (дэра вылт? кырыж но шонер вурыс тырыса), стебельчатый (дэра вылт? чурен кырыж вурыс пуктыса), петельный (дэра дурт? кы?ес вурыс пуктыса), набор (бичаса пужыят?ськон), счётная гладь (лыдъяса пуктэм вольыт пужы), крест (кирос пужы), косичка (пунэт пужы пуктыса), строчка-перевить (бинямо, биньыса), роспись (дэралэн кыкнапалт?з кырыж вурыс пуктыса денис лазаренко резьба по дереву). Были случаи, когда мастерицы вышивали и по заказу. Нижнечепецкие удмурты вышивкой украшали не только лишь женскую одежду, да и детскую, девичью, муж-скую. На детской и девичьей одежде вышивки было немного. Обилием вышивки, как обычно, отличались свадебный и особо праздничный наряды, выполненные шёлком-сырцом терракотово-красного цвета с небольшим включением зелёного, жёлтого и синего цветов. У нижнечепецких удмуртских женщин было до 20 обязательных пар вышитой белой одежды, при всем этом каждая пара (рубаха и распашной кафтан) отличались друг от друга количеством узора, швами и орнаментальными мотивами. Рабочую одежду украшали простыми хлопчатобумажными или льняными нитями. Вышивку мужской рубахи выполняли в технике простой крест. Мастерицы располагали узоры по вороту, грудному разрезу, на плечах, рукавах и по подолу мужской рубахи [3].

Что все-таки касается верхнего платья-кафтана, то оно было украшено по подолу (в месте соединения стана и оборки) узкой полосой вышивки. Вышивка обычно исполнялась цветными шелковыми нитками: голубыми, желтыми, красными, черными — с применением позументной нити.

Налобные повязки вышивались дерево для резьбы по дереву в технике косой стежок и серебряными нитями в технике в прикреп. Узор рельефный, чёткий, орнаменты: зигзагообразные и волнистые линии, также встречаются крючки и мелкие треугольники. Основой для узора служила береста. При вышивке полоска из бересты оставалась на ткани под нитями, что и придало вышивке выпуклый рельефный вид. Платки-покрывала южных удмуртов представляли собой белых холст с узором «древо жизни», вышитым на всех четырёх углах платка на искосок вершиной к центру.

Головные полотенца с яркой ювелирной вышивкой исполнены разноцветными шёлковыми нитями по кумачу, ромбовидные квадратные и прямоугольные фигуры обычно составлены из мелких квадратных фигур, контуры композиции очерчивались узкими линиями в технике роспись. Концы головных полотенец выполнены в главном свободными швами тамбур, козлик, восьмёрка. Такая техника была характерна для тюркских соседей удмуртов, видимо, её переняли от них.

Свадебные пояса зар завятские удмурты вышивали терракотово-красным шёлком-сырцом. Вся поверхность узора сплошь покрывалась треугольными фигурами, вышитыми в технике двусторонней глади. Контур узора очерчивался полосой вышивки чёрными шёлковыми или шерстяными нитями. На платках-покрывалах и поясах зар основной орнамент «древо жизни». На концах головных полотенец узоры из квадратов, прямоугольников и ромбов дерево пригодное для резьбы с продолжающимися сторонами.

Основные швы, характерные для завятских удмуртов: ковровый настил, назад иголкой с перевивом, счётная гладь, роспись, крест. Названия узоров различны: «ватрушка» («перепеч пужы»), «кошачий след» («ко?ыш пытьы»), «пять углов» («витьсэрго»), «семь углов» («сизьымсэрго»), «голубиный глаз» («дыдык син») и т. д [3].

С распространением узорного ткачества место вышивки постепенно сокращается. С появлением фабричных тканей вышивку заменяли также аппликацией из разноцветных ситцев или кумача. Нередки были случаи, когда узорное тканье и аппликацию дополняли вышивкой. Исчезло творчество, постепенно было утрачено старинное искусство удмуртской вышивки, а его образцы, хранящиеся в музеях, стали предметом изучения искусствоведов. Есть, разумеется, мастерицы и ныне. Они вышивают чаще растительные узоры на скатертях, салфетках, наволочках, занавесках и пр. Однако они ничем не напоминают традиционную удмуртскую вышивку [1].

Узорное вязание хотя и было издавна известно удмуртам, однако оно играло более скромную роль в их творчестве, нежели вышивка и тканье.

Материалом для изготовления вязаных изделий служила овечья шерсть. Удмурты стригли овец, разбивали шерсть специальным шерстобитным прибором, расчесывали ее, пряли при помощи палкообразной прялки и веретена, окрашивали пряжу в домашних условиях растительными или анилиновыми красителями. Эта пряжа служила материалом для изготовления бытовых и вязаных изделий — чулок, варежек, перчаток.

Чулки иногда вязали из шерсти естественной окраски (черной, белой, серой), чаще же они, как дерево морилка резьба по дереву и другие изделия, расцвечивались узорами геометрического характера. При работе на пяти спицах, как и другие народы, удмурты применяли различные приемы вязки. Вместе с многоцветным орнаментом вязальщицы украшали чулки также рельефным узором или использовали прием ажурного вязания. При многоцветной вязке узоры были самыми разнообразными, это — звезды, розетки, параллельные линии, крестообразные фигуры, зигзаги, сильно стилизованные растительные элементы. Разнообразна их расцветка, мастерицы пробовали самые различные сочетания, но делали это в рамках традиции и в соответствии с общим ансамблем костюма.

Узор чаще выполнялся на темном, черном или темно-сером фоне. Для выполнения орнаментальных композиций употребляли разнообразные, нередко яркие контрастные цвета: желтый, красный, оранжевый, лиловый, малиновый, зеленый и др. Были и двухцветные сочетания: серый с розовым, желтый с черным, лиловый с серым и т. д. Узоры располагались чаще горизонтальными круговыми поясками, орнаментальными полосами.

Рельефный узор в большинстве случаев представлял собой продольные линии в виде заплетенных косичек, местное название — «веревочка». При ажурной вязке употребляли и многоцветную, и одноцветную шерсть. Иногда ажурный рисунок дополнялся орнаментальными узорами. Это — ломаные деревообработка резьба по дереву линии, зигзаги, ромбы и т. п. Сам прием ажурной вязки, по-видимому, традиционен для удмуртов. Узорные чулки из шерсти изготовлялись в почти всех районах Удмуртии. Вышивка зачастую — двухцветная, с использованием синего и красного шелка. Встречается также одноцветная вышивка, где в орнаменте предусматривается рисунок, четко выделяющийся благодаря незаполненным местам белой ткани.

Также имели широкое распространение у удмуртов перчатки и варежки из овечьей шерсти. Вязались они из разноцветной шерсти, при всем этом узор тыльной стороны отличался от узора внутренней стороны — внутри он был значительно мельче. По расцветке и перчатки, и варежки большей частью были двухцветные. Чаще встречались такие сочетания цветов: черный с желтым, черный с красным, коричневый с желтым и т. п. Иногда цвета эти были в одной гамме, но разнились по тональности.

У удмуртов, живущих в Татышлинском районе Башкирии, встречались мужские варежки из белой шерсти. Типичным узором на них был узор в виде пчелиных сот, который носил образное название «шадра пужы» — «оспенный» или «лаптем битый». Варежки эти были ритуального назначения — надевались на моление в священной роще «луд», поскольку жертвенные предметы и чашу с жертвенной пищей брать голыми руками не разрешалось.Кроме того, были они и похоронными: стариков хоронили обязательно с белыми рукавицами [2].

Традиционные формы, орнамент и приемы вязки шерстяных изделий у удмуртов передавались из поколения в поколение.

Картина дня

наверх