На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Иван Машковцев
    хорошее дело , красивые деревянные шкатулки своими рукамиКак сделать дерев...

Резьба по дереву старинный народный промысел

Появление искусства богородских резчиков относится к XVI— XVII вв. когда под воздействием умельцев из Троице-Сергиевой лавры стали развиваться разные ремесла, в том числе и создание игрушек. Для забав принца Алексея, отпрыска Петра I, тут были куплены игрушки «Кузнецы», «Сшибающиеся козлики», «Секачи на колесе» и др.

Расцвет игрушечного промысла в деревнях и селах, расположенных в округах Сергиева Посада (сейчас г. Загорск), относится к концу XVIII— началу XIX в. Но ввиду того что древесные игрушки не сберегали, а коллекционирование их началось сравнимо поздно, до нас дошли только отдельные экземпляры конца XVIII — начала XIX века. В музейных коллекциях хранятся щеголеватые куклы-гусары с наброшенной на плечо шинелью, в киверах и мундирах, куклы-барыни с лентами на шапках и зонтами в руках. Выразительны изображения фермеров, выполняющих разные виды работ, сельских музыкантов, анималистические статуи. Они все выразительны по пластике, проникнуты юмором.

Острой наблюдательностью отмечены и ярко раскрашенные фигуры так именуемой «китайской мелочи», изображающие монахов, барынь, модников, боец, продавцов пирогов, служанок.

Изделия богородских резчиков всегда отличались меткостью образных черт, совершенством исполнительского мастерства.

Изготовка богородской игрушки-скульптуры начинается с раскалывания топором части резьба по дереву медведь на нарды ствола липы либо осины на трехгранные чурки. Форма и размер чурки определяются композицией статуи, которую замыслил вырезать мастер. Топором «зарубаются» главные контуры будущей статуи, игрушки, намечается ее движение.

Потом набором стамесок удаляется все избыточное и прорабатывается форма. Пластический образ изделия завершает острый и прямой «богородский» ножик, которым виртуозно обладают резчики. Движения мастеров, создающих игрушки и статуи из дерева, выверены, в их нет ничего излишнего, случайного. Бабаева и Е.

В композициях наилучших богородских скульптур сохраняется чувство массы кусочка дерева ( 3.4).

Свою любовь к дереву как к материалу, обладающему высочайшими художественными плюсами, мастера проявляют в том, что огромную часть изделий они не раскрашивают и не тонируют морилкой, сохраняя светлый тон древесной породы.

Традиционным примером классической богородской резьбы являются именитые «Кузнецы», ставшие типичным эмблемой богородского промысла, ярко раскрывающие пластические способности богородской резьбы по дереву. Игрушка эта завлекает к для себя внимание не только лишь занятным сюжетом и движением фигурок, да и теплым юмором, типичностью персонажей, лаконизмом выразительной пластики, за которым стоит обычное мастерство не 1-го поколения богородских резчиков.

Давно главной темой в творчестве богородских резчиков был крестьянский быт. «Тройка», «Пильщики», «Крестьянин, играющий на свирели», «Крестьянин резьба по дереву на двери картинки на охоте» и т. д. — более распространенные сюжеты.

Сначала XX в. делается попытка возрождения богородского промысла при помощи проф живописцев. Много энергии и сил в этот период дает богородской игрушке живописец Н. Д. Бартрам, изучавший, коллекционировавший и пропагандировавший народную игрушку и принесший этим большую пользу промыслу. Но сам способ работы художника с богородскими мастерами — исследователями народного искусства справедливо оценивается как отрицательный. Поленова. Живописцы, занятые в мастерской, проявляли большой энтузиазм к русскому народному декоративному искусству, к древнерусской архитектуре. Из поездок по Русскому Северу они привозили эталоны народной вышивки, изделия из дерева, увенчанные резьбой и росписью, глиняные игрушки. Бартрам предлагал им воспроизводить в резьбе лубочные рисунки и иллюстрации середины XIX в. Выполненные в это время богородскими мастерами большие резные композиции («Еруслан Лазаревич», «Илья Муромец», «Лестница людской жизни» и др.) отмечены стилизацией, эклектичностью и натуралистичностью деталей, чего не узреешь в подлинной богородской резной игрушке.

Свое новое развитие искусство богородских резчиков получило в русское время. В Богородском организуется артель художественной резьбы и раскрывается школа, в какой под управлением опытнейших мастеров стала заниматься молодежь.

Для развития современного искусства богородских резчиков огромное значение имело творчество потомственных мастеров промысла — Ф. С. Балаева, Н. А. Ерошкина, А. А. и М. А. Прониных и др.

Один из более возлюбленных богородскими мастерами сюжетов скульптурной пластики получил свое воплощение в композициях троек. В 30-е годы обычная богородская тройка была трансформирована в «Чапаевскую тачанку», полную революционной романтики, близкой по духу юным мастерам Богород- ска.

В наилучших традициях богородской резьбы производятся в эти годы композиции «Генерал Топтыгин» и «Что ты скупо глядишь на дорогу»-—обе на сюжеты некрасовских стихотворений. Богородские резчики обращаются в собственном творчестве и к героям российских народных сказок.

И. К. Стуловым, потомственным богородским резчиком, в эти годы создаются наилучшие его произведения на темы сказок А. С. Пушкина, басен И. А. Крылова, на мотивы народных сказок: «Сказка о золотом петушке» ( 3.5), «Вершки и корешки», «Соколиная охота».

Традиции богородской резьбы в послевоенные годы удачно развивают заслуженные живописцы РСФСР Н. И. Максимов, В. С. Зинин, Н. Е. Левин, мастера А. А. Пронин, В. С. Шишкин, М. И. Смирнов и др.

Обычно одна и та же тема побуждает сходу нескольких богородских мастеров, но каждый решает ее по-своему. Посреди композиций на темы российских народных сказок, к которым обожают обращаться богородские резчики, работы Н. И. Максимова ( 3.6) выделяются особенной эпичностью и чувственностью образов. Таковы его «Богатыри», «Микула Селянино- вич», «Никита Кожемяка», также тонко прочувствованные мастером образы к притче П. П. Ершова «Конек- горбунок», «Иванушка на коньке-горбунке», фризовые композиции «Торг Ивана конями», «И под дудку дурачины жеребцы танцуют трепака».

Изделия богородских резчиков увлекательны не только лишь пластикой резьбы, да и собственной уникальной конструкцией. Незамудреные приспособления в виде подвижных планок,

сокрытые пружины и система балансов докладывают игрушкам смешные движения: клюют воображаемые зерна на кругу курочки, размахивает лыжными палками заяц-спортсмен, медведица купает в корыте собственного малыша. Классическими для Богородска являются так именуемые разводы — игрушки с движением, смонтированные на расходящихся в различные стороны раздвижных планках. В XIX в. существовали такие игрушки, как «Солдатики на разводе», «Стадо с пастухом и собакой», «Крестьянские работы». Планки с фигурами при движении разводятся в различные стороны, и стоящие вереницей фигуры выстраиваются в один ряд. В русские годы возникают такие разводы, как «Конные красноармейцы», «Строители», «Выход в поле колхозной бригады», и на темы нынешнего денька — «Строители БАМа» и др.

Неизменным героем богородских игрушек является остроумный резьба по дереву миниатюра картинки и инициативный медвежонок, который сажает деревья, строит дом, музицирует, занимается спортом, участвует в покорении космоса.

Приметное воздействие на развитие богородской резьбы сначала 50-х годов оказывают юные живописцы, а именно выпускник Столичного художественно-промышленного училища им. М. И. Калинина М. Ф. Баринов. Способный живописец, он работает в наилучших традициях богородского промысла. Сделанные им в качестве образцов для промысла анималистические статуи и посреди их сначала «Медведь поющий», «Медведь играющий» — значимые заслуги художника в развитии наилучших традиций богородской пластики.

Плодотворно работают на промысле юные резчики М. Я. Дворников, А. Я. Дворников, И. Р. Беркутов и др. продолжая традиции старшего поколения мастеров.

Современная богородская резьба разнообразна по сюжетам и творческим фронтам мастеров Богородской фабрики художественной резьбы. Она органично заходит в советскую художественную культуру.

Появление промысла связано с организацией в 1884 г. столярной мастерской в Абрамцеве — одном из красочных мест Подмосковья. Ранее тут был сотворен именитый «абрамцевский кружок», в каком слились и плодотворно работали в протяжении ряда лет И. Е. Репин, В. А. Серов, И. И. Левитан и многие другие выдающиеся живописцы прошедшего века.

Возглавила мастерскую художница Е. Ворносков из с. Снабжая мастеров заказами, Н. Б. Ими собирались также эталоны народного творчества в близлежащих подмосковных деревнях. Они и сами пробовали создавать эталоны мебели, посуды и утвари в нраве крестьянского народного искусства. По рисункам Е. Д. Поленовой резчики — обитатели близлежащих деревень, которые работали в мастерской, стали изготовлять мебель, шкатулки, полки. декоративные ларцы и т. д. В украшении изделий использовалась в главном техника северной трехгранно- выемчатой и плоскорельефной резьбы. Изделия, выполненные в мастерской, воспользовались широкой популярностью из-за престижного в конце XIX — начале XX в. стиля «под русскую старину». Исследование народного декоративного искусства в те годы только начиналось. Количество памятников в музейных коллекциях было очень резьба по дереву маленьких предметов ограниченным и не позволяло ощутить многогранность народного искусства, осознать художественные закономерности его развития. Потому при разработке собственных образцов живописцы абрамцевской мастерской допускали неминуемые для собственного времени просчеты. Отдельные формы деталей мебели и бытовых изделий использовались ими только как чисто декоративные элементы композиции и лишались тем собственного образного начала, конструктивного и утилитарного смысла. Используя при разработке образцов пластические формы и мотивы народного орнамента, живописцы часто механически переносили в резьбу по дереву орнаменты вышивки, узоры, ткачества. Все же абрамцевской мастерской принадлежит принципиальная роль в формировании самобытного подмосковного промысла со своим ярко выраженным стилем — абрамцевско-кудринской рельефной за- оваленной резьбой. Начинателем его становится В. П. Д. Куд- рино. С творчеством В. П. Ворноскова, необычно профессионального от природы человека, связано новое типичное направление в российской резьбе по дереву. После 3-х летнего обучения в абрамцевской мастерской под управлением Е. Д. Поленовой (1887— 1890) он начинает работать без помощи других, как кустарь-надомник. В селе Кудрино В. П. Ворносков открывает мастерскую по типу абрамцевской, где учатся около 30 мастеров-резчиков. Многие из их потом становятся известными мастерами резьбы.

На резьбу В. П. Ворноскова огромное воздействие оказали мотивы и приемы вологодской плоскорельефной резьбы XVII—XVIII вв. В собственных работах он обширно употребляет соответствующие для этого искусства резные узоры со стеблем, окруженным растительными побегами, формы ветвей и листьев в виде пальчатообразных закрученных завитков, мотивы резьбы на набивных и пряничных досках. Искусство В. П. Ворноскова — это сочетание скульптурного творчества с искусством орнаменталиста-резчика.

Профессиональному мастеру удается с течением времени органично соединять в собственном творчестве классические мотивы народной резьбы с новыми формами изделий, уникальные собственные композиции с новыми приемами обработки дерева. В собственных творческих поисках В. П. Ворносков много внимания уделяет выявлению декоративных способностей дерева. Работая над формой шкатулок, ваз, ковшей, панно и декоративной статуи, он стремится к тому, чтоб резьба по дереву морение и отделка из-под его руки рождались изделия прекрасные и симпатичные по собственной фактуре и пластическому решению. Используя в главном мягенькие породы древесной породы, мастер присваивает изделиям плавные формы с округленными краями и углами. Формы эти отлично смешиваются с округленными, размеренными очертаниями ворносковского орнамента.

Обыкновенные древесные вещи, сделанные мастером, создают воспоминание выполненных из дорогих, великодушных пород дерева благодаря качественной отделке: сначала они протравливаются морилкой, а потом полируются до блеска.

Художественная выразительность орнамента достигается то мягенькими переходами от рельефа к фону, то резким контуром порезок, направленных вглубь. Орнамент разливается по форме малогабаритными массами, умеренно заполняющими плоскость и объемную форму вещи ( 3.7). Матовый фон изделий контрастирует с блестящей отполированной повеохностью узора.

Абрамцевско-кудринский стиль, создателем которого по праву считается В. П. Ворносков, совсем формируется в годы Русской власти.

Традиции В. П. Ворноскова удачно развили его сыновья В. В. М. В. и Н. В. Ворносковы, мастера И. В. Гуляев, М. В. Артемьев, Н. Я. Кузнецова, Т. В.Всемирную известность зополучило родившееся в Заволжье искусство хохломской росписи. Ворноскова остается вдохновляющим примером для современных живописцев Хотьковской фабрики резных художественных изделий.

Вместе с изделиями из дерева, увенчанными декоративной абрамцевско-кудринской резьбой, мастера делают декоративную статую, туалетные коробки, пудреницы, лоточки из орешка, капо-корня, тиса, броши из кости. Изделия эти украшаются резными вставками из самшита, эбонита, кости.

Резьба по самшиту на Хотьковской фабрике приобретает значение самостоятельного творчества. В работе с самшитом мастера употребляют приемы резьбы по кости. Крепкость и твердость самшита позволяют успешно использовать этот материал для сотворения маленьких декоративных скульптур с узкой моделировкой формы.

Альхимович, обогатившие обычный орнамент новыми мотивами и достигшие большой выразительности в их трактовке ( 3.8). Самобытное творчество основоположника абрамцевско-кудринской резьбы В. П. Названо оно так по имени древнего торгового с. Хохлома, куда свозились на продажу выточенные на токарном станке изделия со специфичной росписью: чаши, блюда, поставцы и бочата, комфортные для хранения в их муки, соли, крупы и других нужных в хозяйстве товаров. Вместе с древесной посудой тут шла бойкая торговля древесными ложками, увенчанными росписью.

Искусство хохломской росписи становится уникальным промыслом благодаря применению при отделке изделий из дерева техники получения золотого цвета без использования драгоценного металла.

Наилучшие формы хохломских вещей родственны традиционным образчикам токарной посуды, известной на Руси еще в XII—XVII вв. Это — чаши, братины, поставцы, блюда разных размеров и др.

Древние токарные формы изделий составляют базу современных хохломских изделий. Столярные формы пришли сюда позже. Потому и нрав орнаментальной хохломской росписи формировался с расчетом на токарную форму, которая дала подсказку мастерам и ритмы расположения орнамента, композиционное построение росписи. От местных богомазов мастера хохломской росписи унаследовали их живописную культуру, мастерство «тонкой кисти резьба по дереву на денек рождения», технику «золотой» росписи изделий из дерева. Таким макаром, искусство Хохломы формировалось как драгоценный сплав местного обычного мастерства и живописи Старой Руси.

Разработка сотворения изделий с хохломской росписью в современном ее виде совсем сложилась в XIX в.

Первым шагом создания хохлом- ских изделий является вытачивание токарных форм из липы или березы — так называемого «белья». Выточенный на токарном станке полуфабрикат покрывают жидким слоем местной глины, в которую добавляется небольшой процент растительного масла. Затем изделия пропитываются льняным маслом и просушиваются. После чего следует покрытие их алюминиевым порошком (раньше порошком серебра или олова), который втирается тампоном. Изделия становятся гладкими, блестящими, напоминающими металлические. Они готовы для росписи. Роспись, нанесенная алкидными красками, закрепляется сушкой. Изделия покрывают лаком и подвергают «закалке» в электропечах. Под влиянием высокой температуры пленка лака желтеет, а просвечивающий сквозь нее слой алюминиевого порошка становится «золотым».

Вынутые из печи изделия прочны, красивы, легки и не боятся, по выражению хохломских мастеров, «ни жару, ни стужи».

Колорит резьба по дереву песня хохломских изделий — сочетание золота с киноварью и черным цветом. Именно эти три цвета, не изменяясь и не тускнея, выдерживают жар печей. Строгое, классическое сочетание трех основных цветов хохломских изделий мастера умело и тактично дополняют введением коричневого, зеленого, оранжевого, желтого, сохраняя при всем этом, однако, гармоническую цельность цветовой гаммы.

Для хохломской росписи характерны две разновидности орнамента: «верховая» роспись и роспись «под фон».

Рисунки верховой росписи создаются мазками кисти на поверхности фона, образуя ажурный узор из красных и черных росчерков травок, легких веточек, сквозь которые мерцает «золото» фона.

Роспись под фон начинается с нанесения контурных мотивов орнамента. Фон между ними закрашивается черной и красной краской, а сами мотивы орнамента тонко прорисовываются штрихом. Поверх закрашенного фона делается «приписка травки» мелкими кистевыми мазочками, «тычком» кисти, «налепливаются» ягоды» цветы. «Золото» просвечивается здесь в силуэтах листьев, в крупных формах цветов.

Разновидностью росписи под фон является роспись «Кудрина», в какой формы листьев, цветов, плодов создаются кистью из круглящихся завитков, напоминающих кудри.

В прошлом хохломские мастера работали на скупщиков и были у них в полной кабальной зависимости. Работали по 16—18 ч в тесных и темных красильнях. Расписывать изделия помогали старики и дети, но выбиться из нужды не представлялось возможным.

К концу XIX— началу XX в. искусство хохломских мастеров приходит в упадок в связи с удорожанием древесины и снижением спроса на деревянную посуду на сельском рынке. Попытки Нижегородского губернского земства помочь мастерам не дают ощутимых результатов и лишь засоряют хохломской орнамент псевдорусскими мотивами «плетенки», нелепыми, вычурными формами резных ковшов «под старину», создаваемых специально приглашенными профессиональными художниками.

На путь возрождения искусство Хохломы становится после Октябрьской революции. Мастера объединяются в артели, начинают работать в новых, светлых цехах. Коллективная работа в артелях, участие резьба по дереву перун в выставках и конкурсах помогают развитию творческих способностей каждого мастера.

Большую помощь хохломскому промыслу в эти годы оказывает А. В. Бакушинский — крупный советский ученый, исследователь народного искусства. Изучив хохломскую роспись, он приходит к выводу о необходимости отказа от псевдорусского стиля «плетенки», продолжавшего существовать еще на промысле, и возврата к традициям крестьянской кистевой росписи, а именно к «травной» росписи.

Традиции искусства Хохломы в наши дни продолжают успешно развивать два центра этого уникального промысла — фабрика «Хохломский художник», расположенная в с. С ем и н о, с филиалами токарных и живописных цехов в селах Новопокров- ское и Кулигино (Ковернинский р-н Горьковской обл.) и Производственное художественное объединение «Хохломская роспись» в г. Семенове (Горьков- ская обл.).

На фабрике «Хохломский художник» работают художники, воспитанные в семьях хохломских мастеров. Они живут и трудятся в окружении природы, среди просторов зеленых заволжских полей и лесов.

В росписи их воспета поэтическая красота полевых цветов и трав, спелых гроздей калины, краски осеннего леса. В работах семинских мастеров преобладает живописное начало — свобода кистевого мазка, сочность цветового пятна, напевность травных мотивов (). Коллективу мастеров свойственно сохранение местных художественных традиций росписи, среди которых ведущее место занимает травное письмо. Замечательными мастерами травной росписи являются: заслуженный художник

РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина главный художник фабрики О. П. Лу- шина, художница А. К. Метелькова. Рисунками под фон славятся лауреат Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина художница О. Н. Ве- селова, заслуженный художник РСФСР А. С. Карпова, художницы Л. И. Маслова, Е. Н. Серова, Е. В. Мосина и многие другие мастера.

Виртуозны рисунки «Кудрина» лауреата Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина художницы А. Т. Бусовой. Рядом с опытными, прославленными мастерами росписи в цехах фабрики «Хохломский художник» трудится много талантливой молодежи.

Более молодой центр хохломского промысла, производственное художественное объединение «Хохломская роспись», находится в г. Семенове, который издавна славится мастерами, умеющими вырезать из дерева ложку и детскую игрушку, искусно их раскрасить, выточить на станке деревянную посуду, украсить резьбой окна дома. В 1918 г. здесь организуется школа художественной обработки дерева.

В 20-х годах выпускники школы объединяются в кооперативную артель по изготовлению хохломских изделий, заложив тем начало современному производству.

Для орнамента семеновских мастеров характерно графическое начало, детальная и тонкая разработка штрихом растительных форм в росписи под фон и Кудрина, стремление заполнить токарные формы и плоскости столярных изделий крупными декоративными цветами, растительными мотивами. В композиции орнамента художники «Хохломской росписи» нередко вводят фантастических птиц.

В цветочных мотивах орнамента здесь можно увидеть красоту садовых цветов и растений, с любовью выращиваемых жителями Семенова возле своих домов, узорчатость резных наличников окон. Мастера тонко чувствуют красоту сложного кружевного рисунка резьба по дереву петр, изысканность штрихов-«раз- живок», которые они вводят в растительные формы орнамента.

На предприятии трудятся известные мастера — заслуженные художники РСФСР, лауреаты Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина, Е. Н. Доспалова, Н. П. Сальникова, Н. И. Иванова и др.

Хохломские художники много и плодотворно работают над созданием новых форм изделий. Интересны не только лишь отдельные вещи, да и целые наборы: комплекты для компота, соков и меда, для салата и пельменей, рыбацкий набор для ухи, поставцы для оформления современной кухни.

Важную роль в восстановлении традиций хохломской росписи, в разработке нового ассортимента токарных форм изделий сыграли специалисты Научно-исследовательского института художественной промышленности — искусствовед В. М. Вишневская, художники 3. А. Архипова, А. В. И. Воронцова разрабатывали для промысла серию посудных изделий на токарной основе и декоративных вещей на основе гнутых конструкций из шпона. Была предпринята также попытка возрождения городецкой росписи в технике клеевых и темперных красок, позволяющих достигать тонкого живописного эффекта.

Донца изготовляли в деревнях Мокшино, Хле- баиха, Курцево, Косково, Лебедево, Серково.

Причудливо извиваясь и петляя, катит мимо деревень свои прозрачные и быстрые воды речка Узола. В дни весеннего половодья река подмывает крутые берега, на которых возвышаются березы, кряжистые дубы, ели и осины, выворачивает их с корнями. Падая в воду, деревья постепенно заносятся песком, погружаются в речной ил. Мягкие породы дерева быстро сгнивают, дубы же от долгого пребывания в воде, наоборот, становятся еще прочнее и крепче.

Пролежавший многие десятки лет на дне реки дуб меняет цвет древесины. Из светлой она превращается в темную, как графит.

Мастера использовали в украшении донец красивую по цвету мореную древесину дуба. Исследователи народного искусства склонны отнести появление первых инкрустированных кусочками дуба донец к концу XVIII — началу XIX в. полагая, что художественное оформление донец инкрустацией черного полированного дуба берет свое начало с выемчатой резьбы и инкрустации по дереву, технические приемы которых были хорошо знакомы здешним резчикам. Такой резьбой в Заволжье украшали наличники окон, различные деревянные бытовые предметы. Инкрустированные узоры нередко можно было встретить на крестьянских раздвижных столах.

На наиболее старинных, дошедших до нас городецких донцах, лаконично и вместе с тем декоративно украшенных инкрустацией из черного мореного дуба и ногтевидной резьбой, можно видеть жанровые сцены: выезды карет, марширующих солдат, всадников, гарцующих на конях.

Твердая древесина дуба не позволяла тонко отделывать детали, и мастер вырезал лишь основной силуэт изображения. Инкрустация из темных кусочков дуба составляет самые крупные, главные части рисунка ( 3.9). Вставки эти вроде бы дорисовываются затем острым резцом, оставляющим на доске донца упругие и тонкие ветви дерева, щетинку гривы коня, след движения его ног, легкое резьба по дереву петух контурное изображение птицы. Линии порезок смягчают обобщенность силуэтов инкрустации, делая более живописной и живой композицию.

Резные детали, а порой и фон инкрустированных донец подкрашивались. Окраска оживляла несколько однообразный колорит донец — светлый фон доски и темные вставки мореного дуба. От «подцветки» отдельных деталей мастера постепенно переходят к сплошной раскраске донец поверх резьбы яркими, разведенными яа воде и клею красителями. Излюбленные цвета в палитре мастеров: киноварь, желтый крон, ультрамарин, черный.

Посреди XIX в. роспись окончательно вытесняет инкрустацию и резьбу на донцах. Появление ее на городецких прялках в это время закономерно. Возросший спрос на прялки заставляет мастеров искать менее трудоемкие по сравнению с инкрустацией приемы их оформления.

В рисунках росписи резьба по дереву на дом наличники в это время используются в главном мотивы, характеризующие искусство резных донец: всадники на конях, изображения птиц и цветов. Постепенно круг сюжетов росписи расширяется. В поисках новых тем и сюжетов мастера обращаются непосредственно к окружающей их жизни, но не к прозаической, обыденной ее стороне, а к праздничной, привлекающей мастеров возможностью создать красочные картинки гуляний и посиделок, застольных бесед, чаепитий, выступлений цыганского хора на ярмарке, веселых катаний в возках, запряженных ретивыми конями, и т. д. Необходимо подчеркнуть отразившиеся в росписи влияния города. Сцены гуляний горожан в характерных для тех пор нарядах, сценки за столом в интерьере явно городского уклада жизни — все это своеобразные «картины» быта Городца, хорошо знакомого и близкого мастерам.

Роспись наносилась растительными и клеевыми красками. Основными цветами в росписи были: желтый, черный, зеленый, красный, синий. Цветов немного, но смешанные между собой или разбеленные, они давали дополнительные оттенки: розовый, голубой, вишневый, оливковый и т. д. Яркие и густые цветовые пятна, положенные в 2—3 слоя на гладкокрашенных фонах (преимущественно на желтом), создавали праздничное настроение.

Силуэтные изображения коней, всадников, птиц, а позднее и жанровых сценок оживлялись белильными маз- ками-«оживками», прорисовывающими детали, делающими изображения объемными. Живописное начало явно торжествует над графикой оживок, локальные цвета росписи при всей декоративности и яркости, обычно, тонко сгармонированы, хорошо подобраны, что свидетельствует о несомненных колористических способностях мастеров.

До конца XIX в. городецкие мастера расписывали донца клеевыми и темперными красками, позднее они переходят на роспись алкидными красками.

В 1936 г. городецкие мастера организуют в дер. Курцево, в окрестностях Городца, артель и пытаются использовать городецкую роспись в оформлении токарных изделий, в росписи сюжетных панно. Так появляются панно с изображением всадников в красноармейской форме, где мастера на основе знакомых им образов коня и всадника, орнаментальных форм, характерных для городецкой росписи, делают попытку переосмыслить традиционный сюжет в рассказ о современности. Автором этих панно выступает старейший мастер городецкой росписи И. А. Мазин.

Мастер Ф. С. Краснояров работает над панно, посвященным колхозной жизни. На созданных им картинках- росписях цветут и приносят обильные плоды сады колхозников, на птичьем дворе горделиво расхаживают гуси и утки (см. цв. вкл. 8), всеми цветами радуги горит оперенье петухов, желтенькими пушистыми комочками выглядят выводки цыплят.

Большую помощь в восстановлении традиций городецкой росписи посреди 50-х годов оказывает Научно-исследовательский институт художественной промышленности. Под руководством искусствоведа В. М. Вишневской художники института 3. А. Архипова и Е. И. Воронцова разрабатывают ассортимент детской мебели: сундучки-укладки, настенные полочки, коня-качалку. Многие изделия, созданные мастерами промысла в содружестве с художниками института в эти годы, выпускаются фабрикой «Городецкая роспись» и по сей день.

Потомственным мастером городецкой росписи А. Е. Коноваловым в это время разрабатываются детская мебель и декоративные тарелки, расписанные цветами и птицами в традициях городецкой живописи.

В конце 60-х годов под руководством искусствоведа М. А. Некрасовой художники института А. В. Быстро и ритмично касается ножик мягенькой древесной породы, завершая скульптурную моделировку формы. Выразительность богородской статуи плотно сплетена с этими отточенными, ритмичными движениями руки мастера.Техника резвой, маховой резьбы просит особенного подхода к трактовке вида, выразительность которого почти во всем находится в зависимости от отбора мастером более принципиальных, соответствующих деталей. Бабаева.Искусство Хохломы, имеющее вековые традиции, продолжает жить и развиваться в наше время, украшая быт советских людей.Искусство городецкой росписи — старинного промысла, бытовавшего в нижегородских деревнях вблизи Городца, берет свое начало с украшения прялочных донец. В результате городецкие мастера создали интересные варианты росписи.

В текущее время мастера фабрики «Городецкая роспись» пробуют свои силы в создании сюжетных композиций в традициях городецкой живописи. Работа по возрождению сюжетных композиций как на панно, специально созданных для декоративного оформления современного интерьера, так и на изделиях, несущих внутри себя утилитарные функции (сундучки-укладки, короба, детские стульчики и т. д.), ведется фабрикой «Городецкая роспись резьба по дереву мастера зауралья» совместно с НИИ художественной промышленности. Под руководством искусствоведа JI. Я. Супрун и художника А. В. Бабаевой мастера выполнили ряд оригинальных работ. Многие произведения последних лет созданы на темы Октября и гражданской войны: «60 лет Октября», «Салют Октябрю», «Тачанка» и др.

наверх