На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Резьба по дереву что можно сделать легко

Одним из самых старых методов декорации построек является размещение на фасадах резных декоративных частей.
Существует много видов резьбы по дереву: плосковыемчатая, либо углубленная; плоскорельефная; рельефная; прорезная; скульптурная, либо дерево резьба расцветка большая; домовая (корабельная). Более доступна для декорации сельского дома плосковыемчатая геометрическая и прорезная резьба.

Для выполнения таковой резьбы не нужен непростой инструмент.
Плосковыемчатая геометрическая резьба. Ею декорируют наличники, карнизы, фронтоны, простенки домов, двери, ворота и т. п. Узор из геометрических фигур (треугольников, квадратов, окружностей и т. п.) получают, вырезая двух-, трех-, четырехгранные выемки.
Такую резьбу можно делать по дереву разных пород: липа, клен в возрасте 90…100 лет, тополь в возрасте 40…50 лет, рябина, ольха, хвойные породы, содержащие смолу и поболее стойкие к атмосферным осадкам.
Но более подходит липа в возрасте 40…50 лет: ее древесная порода просто и чисто режется, не много растрескивается и скоробливается. Древесная порода для резьбы не обязана иметь сучков, тогда она не будет ломаться и скалываться.
Заготовлять древесную породу необходимо с октября по январь, когда прекращается движение соков в древесном стволе и миниатюризируется опасность его растрескивания и поражения грибками и насекомыми.
Свежайшая и мокроватая древесная порода легче режется, чем сухая, но чистота резьбы по таковой древесной породе ужаснее. Не считая того, мокроватая древесная порода усыхает и растрескивается. Чтоб древесная порода высохла, кряжи держат в комнатных критериях один-два года. За ранее их очищают от коры. Оставляют кору (кольца коры шириной 20…25 см) лишь на концах кряжей. Торцы кряжей замазывают специальной замазкой либо как сделать ножики резьбе по дереву алкидной краской. Высохшие кряжи распиливают на доски.
Для резьбы пригодится нож-косяк (рис. 1). Сделать его можно из ножовочного полотна или из стамески либо ножика из неплохой стали. Лезвие ножика обязано иметь угол скоса 60°. У режущей части ножика есть носок (острый угол) и пятка (тупой угол). Рабочую режущую часть лезвия затачивают с 2-ух сторон, другими словами на две фаски с углом 20°, поначалу на наждачном круге, а потом на бруске-микрокорунде. Плохо заточенный косяк мнет, а не разрезает древесную породу. Ручку можно сделать из 2-ух тонких дощечек (из бука, дуба либо березы) длиной 100…120 мм, шириной 20…30, шириной 12…15 мм. Она должна быть комфортной для работы, без острых углов и кромок. Лезвие должно выступать из ручки на 50…70 мм.
Позже подрезают древесную породу. Для этого острие ножика ставят в верхушку треугольника, наклоняют лезвие под углом 45…30° (находится в зависимости от глубины резьбы) к поверхности доски как сделать нарды резьба по дереву и медлительно ведут острие вдоль стороны треугольника, равномерно углубляя его к середине стороны на 3 мм и выводя от середины стороны (по мере приближения к другой верхушке треугольника) на поверхность доски. В итоге от доски просто отделяете® малая трехгранная пирамидка.
При центральной композиции построение рисунка начинают с середины и идут от общего к личному. Сначала вычерчивают контуры больших фигур, а потом разбивают каждую фигуру на отдельные элементы.
Заготовку отлично строгают, укладывают на нее и крепят в нескольких местах клавишами кальку. Под кальку подкладывают копировальную бумагу и потом всю ее укрепляют клавишами. Карандашом обводят контур рисунка, переводя его на заготовку.
Техника вырезания всех частей плосковыемчатой резьбы схожа. Разглядим, к примеру, последовательность вырезания треугольника. На середину треугольника наносят точку. Ставят носок ножа-косяка в эту точку (рис. 3). Ручка при всем этом должна быть размещена строго вертикально, а пятка ножа-косяка -направлена к одной из вершин треугольника. Жмут на ручку как покрыть лаком резьбу по дереву так, чтоб носок на 2…3 мм вошел в древесную породу, а пятка чуть задела верхушки треугольника. Потом от средней точки накалывают древесную породу ко всем трем верхушкам треугольника, при этом поворачивают доску, а не ножик.Начинающему идеальнее всего осваивать резьбу с наброска. Набросок делают в натуральном размере на листе плотной бумаги либо кальки карандашом, шариковой ручкой либо пером. После чего поворачивают доску на 120° и подрезают древесную породу аналогичным образом. Извлекают вторую пирамидку. Так выбирают все элементы трехгранной плосковыемчатой резьбы. Такая резьба отлично смотрится на белоснежной древесной породе. Но можно древесную породу и тонировать (морилкой либо отварами коры дуба, ветлы и ольхи).
Рис. 2. Узоры плосковыемчатой геометрической резьбы: а лесенка; б ромбы; в витейка; г змейка; д сияние; е сколышки
Рис. 3. Последовательность операций при резьбе ножом-косяком: I разметка; II накалывание; III подрезка
Отвар коры.готовят так: в размельченную кору (400 г) добавляют мало (чайную ложку) питьевой соды, доливают воду (1 л) и кипятят на медленном огне около 10 мин. Древесная порода, покрытая таким отваром, приобретает приятный коричневатый колер.
Высохшую после тонирования поверхность резной доски немного шлифуют наждачкой. При всем этом выступающие элементы светлеют, и резьба смотрится более контрастной и рельефной.
Прорезная резьба. Присваивает изделию ажурность и легкость. Выпиливать ее ррна-мент (рис. 4) легче, чем заниматься плосковыемчатой резьбой. Делают резьбу в таковой последовательности. Просверливают либо прорезают круглыми маленькими и большими стамесками отверстие. Для предотвращения скалывания древесной породы заготовку задней стороной следует плотно придавить к гладкой доске. Вставляют в отверстие лобзик либо ножовку и делают пропилы по нанесенному рисунку. Заготовку при всем этом можно держать вертикально и пилить сверху вниз, можно положить ее на верстак, но лучше на специальную подставку из толстой доски длиной около 1 м (рис. 5).
Изготавливают подставку последующим образом. В доске сверлят либо долбят четыре сквозных отверстия (по два с каждого конца) на расстоянии 50 мм одно от другого. В эти отверстия вставляют стойки как пишется слово резьба по дереву (бруски квадратного сечения) высотой 200…250 мм. Меж стойками укладывают и, если нужно, закрепляют клиньями заготовку. Подставку укрепляют к верстаку струбцинами, гвоздями либо саморезами.
В прорезной резьбе срезают фаску на оборотной стороне изделия, удаляя сколотые и неровные края орнамента. Ширина фасок находится в зависимости от рисунка орнамента и толщины заготовки.
Древесные предметы отлично украсить резными узорами. Резьба по дереву — очень увлекательная и интересная работа, не требующая сложных инструментов и приспособлений. Однако резчик должен быть очень терпеливым, старательным и аккуратным, только тогда он достигнет необходимого результата в работе.
Существует некоторое количество видов резьбы по дереву. Наиболее простой вид плоской резьбы — гравировка или контурная резьба. При плоской резьбе рельеф изображения находится на этом же уровне с плоскостью доски.
Есть и другой способ плоской резьбы, который состоит в том, что режется вся поверхность изделия. Этот вид резьбы называется ворносковским.
Древесину надо выбирать светлую, без темных пятнышек и полос.
Дерево, которое вы хотите украсить резьбой, должно не крошиться, быть прямослойным как сделать резьбу по дереву фото, без сучков и одинаково поддаваться резцу.
Учиться резьбе, осваивать приемы этой работы лучше на мягких породах дерева.Более сложным видом резьбы является прорезная, или ажурная, резьба. Простейшим видом прорезной резьбы является общеизвестное выпиливание при помощи лобзика.Не все породы дерева пригодны для резьбы. Хорошо поддается резьбе липа, береза, ольха, орех. Тополь слишком мягок. Ель и сосна сильно слоисты, крошатся. Более опытный резчик может выполнять резьбу на яблоне, груше, сливе, клене и дубе. Однако эти твердые породы деревьев требуют от резчика большей силы и ловкости.
Резьбу по дереву выполняют резцами различной формы, которые делаются из прочной стали, с деревянными рукоятками. Резцы подбираются зависимо от характера работ.
Прямой резец, похожий на обыкновенную стамеску, используется при резьбе по прямой. Косой резец необходим для выбирания углов. Полукруглые желобки и канавки вырезаются резцами соответствующей величины и формы. Для простых работ этих резцов вполне достаточно.
Большое значение для юного резчика имеет правильная точка инструмента. Оттачивать резцы и ножи необходимо при помощи опытного мастера. Точить, обычно, резцы следует, не дожидаясь, пока они совсем затупятся. Тупым инструментом работать неудобно и тяжело, резьба будет нечистой, линии рваные, дерево будет скалываться, мяться.


Первые резные работы. Обязательным условием обучения резьбе по дереву является выполнение простейших упражнений. На сухой, гладко выстроганной прямослойной липовой доске, без сучьев, трещин и других изъянов, необходимо дерево резьба клипарт научиться выбирать прямые желобки. Это упражнение приучает правильно и уверенно держать резец. Для этого упражнения хорошо отточенным простым карандашом при помощи линейки прочертите параллельные линии, а между ними несколько квадратиков. Закрепите доску в верстаке или прикрепите к крышке простого стола.
Вырезать желобок при помощи резца следует так: резец ставится концом лезвия на прочерченную линию — рукоятка резца охватывается как резьбу по дереву покрыть лаком правой рукой с легким нажимом вниз, а большим или указательным пальцем левой руки резец направляется по линии рисунка. Главное, к чему следует приучиться начинающему резчику, — это не браться за тонкую и мелкую резьбу, не освоив техники резьбы. Повторяйте упражнение до того времени, пока не привыкнете выполнять его чисто и быстро, пока резец не перестанет свертываться в сторону от требуемого направления.
Чтобы разнообразить упражнения, можно нанести на гладко выстроганной доске очертания, листьев, цветов или любые простые очертания негеометрического характера. Отдельные элементы растительного орнамента не требуют особенной точности резьбы, хотя к ней надо стремиться. Вырезать желобки по рисунку нужно резцами различного сечения, чтобы постепенно освоить работу с каждым из них. Постепенно следует переходить к резьбе на все более твердых и мелкослойных породах дерева, потому что хотя по мягкому материалу резать легче, однако резьба на твердых и мелкослойных породах получается чище и точнее.
Затем можно приступить к упражнениям по выпуклой плоской резьбе. На прямоугольных досках наносят рисунки простейших геометрических фигур: квадрата, прямоугольника, треугольника, трапеции, ромба, круга.
Лезвие прямого резца ставится по наружной части очертания и легким ударом киянки утапливается в поверхности дерева на требуемую глубину (до 0,5 см). Чтобы высота будущего рельефа -была одинаковой, удары киянки по рукоятке резца следует стараться производить с одинаковой силой. Так, резцом следует пройти по всему периметру двух квадратов. Затем слой дерева вокруТ1 фигуры подрезается и удаляется по частям до того времени, пока не образуются выпуклые квадраты. Таким же образом вырезают прямоугольники, треугольники, трапеции, ромбы, круги. После чего внутри квадратов выбираются квадраты дерево резьба отделка меньшей величины, а в других фигурах также вырезаются подобные же им меньшие фигуры.
Зачистка резьбы. Вроде бы аккуратно ни выполнялись резные работы, они требуют зачистки, поправки и отделки. Если в дереве после резьбы появится трещина, ее следует заделать. Для этого берут опилки той же породы дерева, на котором производилась резьба, и смешивают их с горячим столярным или казеиновым клеем. Этой кашицей замазываются трещины, а после того, как она высохнет, излишки ее снимают, поверхность зачищают и заравнивают шкуркой.
Далее резные изделия зачищают наждачной или стеклянной бумагой. При зачистке углублений, к которым доступ затруднен, полоску наждачной или стеклянной бумаги укрепляют на палочке, форма которой соответствует углублению.
Отделка резного изделия. Чтобы придать резным изделиям красивый законченный вид, их можно обработать морилкой или протравить, окрасить, натереть воском, отлакировать. Такая обработка необходима для тех пород дерева, которым хочется придать какой-либо цвет или отделать под цвет красного дерева, ореха и т. д. Если же цвет дерева достаточно хорош, то его можно покрыть олифой (светлой) или вареным (но некипяченым) льняным или иным растительным (например, ореховым) маслом. Цвет древесины почти сохранится, а рисунок дерева подчеркнется. Кроме того, дерево, пропитанное олифой, не растрескается, и поверхность его будет более устойчива к гибельному воздействию влаги. В дополнение к сказанному о протравах и морилках в главе об обработке дерева приведем несколько простых способов приготовления протрав.
Коричневая протрава. В бутылку или стеклянную банку с теплой водой бросить с десяток крупинок марганцево-кислого калия, взятых кончиком ножа, и взбалтывать до полного растворения. Получится прозрачная жидкость тёмнокрасного цвета. После покрытия этой жидкостью дерева оно приобретает коричневый цвет (под действием кислорода воздуха раствор меняет свою дерево резьба красиво окраску, и красный в сосуде цвет становится коричневым на поверхности дерева).
Сераяпротрава. Дереву можно придать красивый серый оттенок. Для этого небольшое количество железных стружек или маленьких кусочков старого железа следует положить в глиняный горшок и залить уксусной эссенцией или крепким уксусом. Через два-три дня протрава будет пригодна к употреблению.
Покрытие протравой и окраска резьбы.” Покрытие протравой или краской производится при помощи кисти или тампона дерево резьба каталог. Но лучше все таки покрывать кистью: она позволяет не пачкать рук и с ее помощью легче проникнуть во все углубления. Сильно смачивать кисть не надо, с нее не должна стекать протрава или краска и затекать в углубления, потому что и без того углубления с косым срезом и торцовая часть дерева всегда будут после окраски темнее, чем поверхность дерева, разрезанная по слою. После окраски нужно дождаться полного высыхания, а затем, если тон получился недостаточно интенсивным, можно повторить окраску или протраву. Следует помнить, что лучше эту операцию повторить пару раз, нежели за раз перетемнить изделие. Пробу рекомендуется производить на отдельном кусочке дерева той же породы. v
Если протрава или окраска получилась темной, ее разбавляют денатурированным спиртом, уксусом (при применении вышеуказанного рецепта серой протравы) или горячей водой.
Можно также обрабатывать резные изделия обжигом, выжиганием, окрасить акварельной или алкидной краской (тонким прозрачным слоем—лессировочно).
Обработка воском. Протравленное или окрашенное любым красителем и просушенное резное изделие нужно вновь слегка почистить тряпкой с порошком пемзы, чтобы убрать появившиеся на поверхности дерева заусенцы (ворсинки) и сделать поверхность дерева гладкой. После чего можно приступить к обработке воском или лакировке.
Отделка воском придает дереву приятный матовый блеск. Для этого в металлическую посуду или чистую консервную банку нужно положить воск (в куске или размельченный, безразлично) и налить скипидару. На одну часть воска следует налить полторы-две части скипидара и поставить посуду на небольшой огонь. Следует бУть осторожным, не допускать бурного кипения, чтобы скипидар не воспламенился. (В старину при отсутствии скипидара его заменяли зеленым мылом с добавлением небольшого количества деревянного масла.) Полученный раствор воска в скипидаре должен остыть, после этого при помощи история резьбы по дереву на урале суконки или щетки им покрывают поверхность резьбы и тщательно, без пропусков, натирают. После просушки изделие натирают снова, два до появления блеска.
Лакировка резных изделий производится обычно, как и лакировка ровных деревянных поверхностей. Следует стараться, чтобы лак не затекал в углубления. Снимать излишки лака в углублениях можно полусухой кистью.

Картина дня

наверх