- Резьба
- Пластика статуи сосудов
- Изделия декорированные орнаментной резьбой
Дерево основной материал для производства бытовых
предметов в Карелии. От поколения к поколению передавались приемы его художественной
обработки. Деревянные изделия мастеров Карелии отличались пластичностью формы,
гармоничностью пропорций, органичным сочетанием утилитарных свойств и художественных
плюсов. При их разработке применялись глубоко классические
приемы резьбы по дереву и декоративной росписи, соответствующие для творчества
карельских и российских мастеров малые формы резьба по дереву.
В альбоме представлены различные изделия народного быта, являющиеся
сразу и произведениями высочайшего художественного мастерства,— торжественные
обрядовые прялки, вальки, рубеля, обрядовые ковши и предметы будничного
обихода.
Особенный раздел посвящен возрождению традиций художественной обработки дерева
на предприятии «Карельские сувениры» (г. Петрозаводск, показу произведений,
сделанных современными мастерами.
Читатели познакомятся с произведениями прикладного творчества, принадлежащими
музею народного искусства (Москва), музеям резьба дерево барельеф горельеф Петрозаводска, Кижей, Олонца,
Пудожа, Медвежьегорска, находящимися в личных коллекциях, также собранными
сотрудниками столичного Научно-исследовательского института художественной про-,
мышленности во время экспедиционных работ в Карелии.
В Карелии давно жили опытные мастера, владевшие искусством резьбы и росписи по дереву. С их творчеством нас знакомят резное узорочье, украсившее дома, расписные шкафчики и прялки, фигурные солонки и ковши и многие другие предметы, способные веселить богатством декоративного ритма, пластикой линий, гармонией цвета. Создателями этих произведений были резчики и живописцы, принадлежавшие к числу извечного коренного населения — карел, также российские мастера — потомки переселенцев из Новгорода Величавого.
Поэтична и самобытна природа Карелии.
Как и другие виды народного прикладного декоративного творчества, резьба и роспись по дереву сохранили в Карелии два самостоятельных направления — российское и карельское — и вкупе с тем развивались в близком содействии, обогащали друг дружку, составляя плодотворный сплав художественных резьба дерево конкурс резчиков традиций. Возникновение на местности Карелии таких уникальных художественных достижений как строительный ансамбль на полуострове Кижи и других выдающихся памятников древесного зодчества, произведений резьбы и росписи по дереву, вышивки, ткачества — итог этого благотворного сплава.
Еще в прошедшем столетии культурные богатства Карелии завлекли к для себя внимание фольклористов, записавших на ее местности произведения карельского и российского былинного эпоса. Публикация памятников фольклора Карелии и посвященных ему исследовательских работ содействовала его мировой известности. Не наименьшее значение имело и открытие Карелии как края уникального народного древесного зодчества. Предстоящее проникновение в художественный мир Карелии позволило раскрыть его значение как сокровищницы произведений старой живописи, получивших известность под наименованием «северных писем». Благодаря работе исследователей и реставраторов мы смогли познакомиться с очень типичным искусством иконописи резьба дерева наброски и чертежи, развивавшимся в среде крестьянских живописцев российских и карельских селений,— искусством, сохранившим связь с традициями Новгорода и вкупе с тем впитавшим в себя животворные силы местного народного творчества.
Более богато достижениями и прикладное бытовое искусство Карелии. Оно открывает новые грани даровитости ее населения, связанные с искусством сотворения народной бытовой вещи. Но в этой области наши познания еще очень ограничены. Произведения народного прикладного творчества длительное время рассматривались только как явление вещественной культуры. Только в русские годы благодаря активной исследовательской деятельности В. А. Воронова, А. И. Некрасова, Н. А. Щекотова, А. В. Бакушинского, А. Б. Салтыкова и В. М. Василенко — основателей современной науки о народном декоративном малюнки для резьбы по дереву искусстве — исследование этой очень специфичной сферы художественного творчества стало полноправной областью искусствознания. Эта работа в особенности обширно развернулась в последние десятилетия в Карелии. Организуются особые экспедиционные выезды в разные районы республики карельских специалистов-этнографов и историков искусства. В этой работе учавствуют представители научных учреждений и музеев Ленинграда и Москвы.
Подлинными патриотами народного прикладного искусства Карелии показали себя представители старшего и среднего поколений исследователей мандал для резьбы по дереву: В. М. Агапов, И. Мы считали принципиальным опубликовать в альбоме произведения, принадлежащие коллекциям разных музеев. Г. Прилукин, А. Т. Беляев, А. Ф. Кораблев, В. П. Ершов, А. Д. Рылеева, Н. М. Казавина, В. А. Скворцов, Л. Н. Белоголова и другие, с деятельностью которых связано создание основного фонда коллекции прикладного искусства, принадлежащих музеям Карелии. Огромную научную ценность имеет и работа А. П. Косменко, Б. А. и В. А. Гущиных, В. В. Ман-Чи, Д. В. Богданова, В. Г. Платонова, С. П. Сергеева, Л. И. Капуста и других профессионалов.
В 1977 году вышел в свет альбом «Карельское народное искусство» — 1-ое особое издание в этой области. Его создатель А. П. Косменко уделила основное внимание изделиям текстильной группы: вышивке, узорному ткачеству и вязанию, но в альбоме приводятся и некие материалы резьба по дереву что требуется из области обработки дерева и металла. Резьбе и росписи по дереву А. П. Косменко предназначила также ряд особых статей.
Резная рама от киота из деревни Величавая Нива Медвежьегорского района. XIX а.
Приготовленный нами альбом — продолжение начатых в этой области публикаций. Его возникновение связано с долголетней работой столичного Научно-исследовательского института художественной индустрии в области исследования народного декоративного искусства Карелии и восстановления ее обычных народных художественных промыслов. Эта работа востребовала экспедиционных выездов в разные районы Карелии, проводившихся под управлением создателя данного альбома, сбора вещественных материалов и сведений о местных очагах народного декоративного творчества, фиксации памятников в местах их бытования и находящихся в коллекциях музеев Москвы, Ленинграда, Петрозаводска и периферии. М. Мулло, Н. Это позволяет ярче показать богатства обычного народного искусства Карелии, раскрыть его своеобразную поэтическую красоту и познакомить с особенностями художественного творчества мастеров разных районов.
Развитию художественной обработки дерева тут содействовало произрастание драгоценных пород карельской и волнистой резьба по дереву что такое березы, работа с которыми воспитывала рвение к совершенству пластической формы изделий из дерева, учила осознанию красы природного узора древесных волокон.
Конец XIX в. Музей-заповедник «Кижи».
Лесные богатства Карелии позволяли обширно использовать дерево для строительства жилья, культовых сооружений и производства различных бытовых предметов. В альбоме представлены и произведения современных резьба дерева ярмарка мастеров мастеров, работающих в Петрозаводске на экспериментальном комбинате «Карельские сувениры». Коллективом этого комбината начата большая и суровая работа по возрождению и развитию традиций народных художественных промыслов.Резное ажурное убранство балкончика дома Сергина из деревни Мунозеро Кондопожского района.
Лес был и органической частью той природной среды, которая эстетически воспитывала мастеров. Население Карелии находилось в неизменном общении с природой, лицезрело голубые просторы озер, реки и бурные водопады, расцветающие луга, обрамленные синеющими лесными далями, ущелья с обрывистыми берегами, уходило на промыслы в загадочные заросли тайги. Развитию природной склонности обитателей Карелии к пластическому творчеству резьба дерево полосы с резьбой могло содействовать и достояние впечатлений, связанных с характером рельефа земли. Среди лесов здесь возвышаются горные кряжи; спускавшиеся с севера ледники оставили множество разнообразных по размерам и формам валунов; деревья, произрастающие на каменистой почве, нередко отличаются причудливыми и разнообразными очертаниями стволов и корней. Этот необычный суровый мир природы сказочно красив. Он способен духовно обогащать человека и содействовать воспитанию в среде местного населения талантливых художников.
Образы природы способствовали формированию поэтического языка народного декоративного творчества и утверждению своеобразных «эталонов красоты», которыми становились диск солнца, пластические формы птицы, очертания ели, свежесть распускающегося резьба по дереву чпу станком цветка. Мир природы являлся по существу и миром человека, в каком он ощущал себя вроде бы маленькой частицей. Эти представления стали основой «космогонического» строя произведений народного декоративного искусства, в каких выражается идея причастности человека к большому и сложному миру земли и вселенной.
Фрагменты резьбы, украшавшей крестьянские дома в Карелии.
Представления о жизни, ее вечности, о плодородии, благополучии, счастье раскрывались в образе «древа жизни», изображавшегося с плодами и цветами, а иногда и с корнями, уходящими в глубь земли. В образах цветов, распускающихся бутонов воплощалось свойственное еще поэтическому миру Древней Руси представление о земле как о цветущем саде. Раздумья о жизни, о судьбе человека и мироустройстве получили яркое отражение в разнообразных композициях северных прялок, где часто встречаются мотивы Солнца и небесных лавочки из дерева с резьбой светил.
Амбар из деревни Коккойла Пряжинского района. XIX в. Музей-заповедник «Кижи».
Постоянство сопоставления и сравнения явлений природы и жизни человека формировало свойственную народному художественному творчеству вечную параллель между солнечной красотой природы и человеческим счастьем. Все, что воспринималось в природе как проявление сил, дружественных человеку, и могло служить выражением свойственной ей целесообразности и гармонии, являлось постоянным источником красоты и вдохновения для мастеров народного прикладного искусства. Полезное воспринималось как прекрасное.
Утварь в интерьере крестьянской избы.
Свежие комментарии