На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Иван Машковцев
    хорошее дело , красивые деревянные шкатулки своими рукамиКак сделать дерев...

Проектная работа: комбинирование техник - резьба и хохломская роспись по дереву

Меня всегда завлекали древесные вещи. Они делают комфорт в доме, хранят внутри себя тепло человечьих рук. Я издавна желала сделать деревянное изделие своими руками.

Педагог Татьяна Евгеньевна познакомила меня с понятием «резьба по дереву», показала фото узоров резьбы, примеры готовых изделий. Меня очень заинтриговала техника геометрической резьбы, и я решила испытать.

Мне хотелось выполнить изделие в технике резьбы по дереву в купе с хохломской росписью. С хохломской росписью я была знакома ещё с детского сада, но расписывать изделие из дерева никогда не пробовала.

Для собственного проекта я избрала не просто дощечку, а шкатулку из липы ,а для росписи ,-хоровод из клубники в травном стиле.

Во – первых, шкатулка более функциональна, чем доска. В ней можно хранить декорации, драгоценности, монетки. Аккуратная, прекрасная, неподражаемая, она может стать неплохим подарком и украшением хоть какой комнаты.

Во – вторых, при выполнении резьбы на крышке шкатулки мы с преподавателем избрали чертёж символического знака солнца – «Сияния», что будет иметь обереговое значение ,и у меня было меньше шансов пораниться, т.к. держать шкатулку необходимо за основание.

В современном мире забываются культурные истоки Рф. Уходят в забвение прялки и ткацкие станки, древесная кухонная утварь, лавки резьба дерево домашний бизнес, сундуки. На замену классическому ткачеству пришли готовые фабричные ткани, костюмчик старых славян заменила готовая современная одежка, которую мы получаем в магазинах. Вышивку, как украшение тканей и одежки, поменял печатный фабричный набросок, древесную утварь – кухонные принадлежности из пластика, стекла, стали.

Всё это делается на фабриках. Один и тот же предмет повторяется тыщи раз – одна баночка для крупы из пластика либо стекла похожа как две капли воды на другую. Предметы обихода теряют свою привлекательность и особенность. Да, они комфортны в использовании, но безлики.

На мой взор актуальность проекта состоит в необходимости возрождения народных художественных промыслов и ремесел как метода самовыражения, как культурного наследства Рф.

Целью проекта является изготовка шкатулки в технике хохломской росписи и трёхгранно–выемчатой геометрической резьбы по дереву, вовлекаясь при всем этом в активный творческий резьба дерева своими руками процесс, показать и поведать о собственной работе.

Выполняют его также вручную тампоном из овечьей кожи.

– п риобрести способности отбора и классификации огромного объёма инфы, умение аргументировано и коротко излагать главные результаты собственной работы.

Хохлома – это древний российский народный промысел, появившийся в 17 веке в Нижегородской губернии на левом берегу Волги. Свое заглавие хохломской промысел получил от большого торгового села Хохлома, в которое из близкорасположенных деревень свозили изделия из дерева на продажу (в самом селе Хохлома эти изделия никогда не выполнялись).

Особенностью хохломского промысла является изготовка золочёной древесной посуды без внедрения драгоценного металла и типичная растительно–травная роспись. В Хохломской росписи употребляются три главных цвета: красноватый, темный и золотой, вспомогательными цветами, употребляющимися в маленьких количествах, являются зеленоватый и желтоватый.

Посреди 17 века в глухих заволжских лесах появились раскольники, которые спасались от преследования властей. Посреди их были и художники–иконописцы, и мастера рукописной миниатюры. На небогатой земле прокормиться крестьянским трудом было нелегко, и беглые люди приноровились расписывать древесную посуду, которую тут издавна точили местные мастера. Неизвестная ранее роспись сказочно преобразила умеренную кухонную утварь. Но в особенности красивы и неподражаемы были разные поставцы, чаши и братины, выходившие из–под кисти 1-го известного мастера. Казалось, что его роспись поглотила в себя солнечные лучи – золотистые, которые резьба дерево панно в квартиру бывают в полдень, и красноватые киноварные на зорьке. В народе поговаривали, что расписывал живописец свою посуду не обычный, а магической кистью, сплетённой из солнечных лучей.

Колоритная, торжественная посуда полюбилась не только лишь жителям в окружении, слава о ней разнеслась по всей Руси. Таково старенькое предание о зарождении броского и самобытного искусства хохломской росписи, которую нередко именуют золотой, огненной либо пламенной.

Особенная связь у хохломы с иконописью. От нее роспись унаследовала не только лишь некие технологические приемы. В красивых шкатулках лежали когда-то дуэльные пистолеты.

Сочетание и повторение выемок, сколышков, геометрических фигур различной глубины и ширины создают множество вариантов разнообразных орнаментов (рисунок 9). Прекрасно отделанная доска либо ковш числились подарком.

Но даже самую ординарную посуду нельзя было использовать неокрашенной: от жаркой еды древесная порода расслаблялась, в ней создавались трещинкы. Потому неокрашенную посуду покрывали олифой – варёным льняным маслом.

Расписанная, да ещё и с золотом, посуда была для крестьянина недосягаема. Но народные мастера смогли сделать посуду таковой, чтоб она была не ужаснее боярской – золотой, но чтоб воспользоваться ей могли и фермеры. Так появилась посуда с хохломской росписью – посуда, которая просто выдерживает горячее, не опасается ни жары, ни стужи, отлично умывается и может служить очень длительно. По наряду эта посуда конкурирует с золотой, а по дешевизне доступна всем.

Поначалу «бьют баклуши», другими словами делают грубые бруски – заготовки из дерева. Потом мастер встает за токарный станок, снимает резцом избыток древесной породы и равномерно присваивает заготовке подходящую форму. Так выходит база – «бельё» (неокрашенные изделия).

После сушки (12–15 суток при комнатной температуре) «бельё» грунтуют водянистой чистой глиной — вапой, как её именуют мастера. Это необходимо для того, чтоб закрыть все поры резьба по дереву для церквей, сделать водонепроницаемый слой. После грунтовки изделие 7 – 8 часов сушат и непременно вручную покрывают несколькими слоями олифы (льняного масла). Мастер обмакивает в миску с олифой особый тампон, приготовленный из овечьей либо телячьей кожи, вывернутой навыворот, а затем быстро втирает в поверхность изделия, поворачивая его так, чтобы олифа распределялась равномерно. Эта операция очень ответственная. От неё будет в дальнейшем зависеть качество деревянной посуды и прочность росписи. В течение дня изделие покрывают олифой 3–4 раза. Последний слой высушивают до «небольшого отлипа» – когда олифа слегка прилипает к пальцу, уже не пачкая его.

Следующий этап – «лужение», другими словами втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка.– изучить историю и технологию выполнения хохломской росписи, резьбы по дереву и приобрести способности в технике выполнения этих ремёсел;– освоить технику нанесения чертежа и выполнения геометрической трёхгранно–выемчатой резьбы по дереву ; После лужения предметы приобретают красивый бело–зеркальный блеск, и готовы для росписи. Так стали делать только с конца 19 века, когда то изделия покрывали серебряным порошком, позже оловянным.

Роспись наносится на изделие алкидными красками и закрепляется сушкой в печи, потом покрывается несколькими слоями лака, причем резьба по дереву чпу станки каждый слой сушится отдельно. Лак под воздействием высокой температуры и превращает серебристый цвет изделия в золотой.

– «под фон» – нанесение золотистого рисунка на цветной (красный или чёрный) фон (рисунок 2). Сначала наносится контур рисунка, потом закрашивается фон, затем выполняется мелкий узор (приписка) поверх фона.

Изделия хохломских мастеров прочно вошли в наш быт, стали неотъемлемой частью культуры. Продукция промысла отправляется в 35 стран мира, утверждая славу русского искусства за рубежом. Творчество создателей «золотой» Хохломы отмечено правительственными наградами. В коллективах хохломского промысла немало лауреатов Государственных премий, заслуженных художников Российской Федерации.

В текущее время у хохломской росписи два центра – город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись», и село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломской художник», объединяющее мастеров деревень Ковернинского района.

Несмотря на то, что в двух исторически сложившихся очагах промысла искусство Хохломы развивается по–разному, предприятия постоянно обмениваются творческим опытом. Произведения семёновских и сёминских мастеров, дополняя друг дружку в экспозициях отечественных и международных выставок, дают представление о поистине неисчерпаемых возможностях современного искусства Хохломы.

Резьба по дереву является одним из традиционных видов русского народного декоративно-прикладного искусства. В ней нашли своё яркое проявление художественная одаренность русского народа, его любовь к украшению жилища и бытовых предметов, высокое мастерство, умение понимать и использовать возможности материала.

В нашей стране, издавна славящейся лесными богатствами, искусство резьбы по дереву получило развитие еще в глубокой древности. Дерево всегда было под рукой и являлось одним из основных материалов, предоставленных природой человеку и поддающихся обработке несложным инструментом.

Прекрасными художественными произведениями становились в руках народных умельцев деревянные предметы домашнего обихода: столы, скамьи, сундуки, ларцы, люльки, прялки, швейки, блюда, чаши, братины, ковши, ложки, солонки. Резьбой резьба декоративный из дерева украшали жилища, храмы, элементы мебели. Труд резчиков по дереву применялся в украшении судов.

Интересным направлением в резьбе по дереву было изготовление пряничных досок. Русские резчики вложили много выдумки, художественного вкуса и мастерства в оформление данных предметов. Пряничные доски удивляют разнообразием форм и украшений. Они были бы огромных размеров и совсем маленькие, с надписями и узорами, с реальными, взятыми из жизни образами и оформленными сказочными сюжетами.

Современная резьба по дереву не имеет строгой классификации, потому что в одних и тех же изделиях могут сочетаться разные виды резьбы. Условно можно выделить следующие виды резьбы:

Для сквозной резьбы (её ещё называют ажурной) характерно прорезание участков рисунка насквозь стамесками, резцами или лобзиком. Фон при всем этом удаляется. Данный вид резьбы издавна широко распространён, особенно в украшении деревянных домов (рисунок 5). Часто применяется способ резьбы с использование трафаретов. В купе с другими видами резьбы придаёт изделию ажурность, воздушность, лёгкость.

Глухая (или плоская) резьба отличается от сквозной полным отсутствием прорезей на фоне, также рисунком, идущим практически вровень с поверхностью (рисунок 6).


Естественное солнечное освещение, также специальная подставка позволяют увидеть глухую резьбу в наилучшем свете. Глухая резьба содержит в себе все подвиды рельефной и плосковыемчатой резьб ы, среди которых особое место занимает геометрическая резьба с её орнаментами и композициями, составленными из геометрических фигур в различных комбинациях резьба дерево обучение москва.

Главным преимуществом глухой резьбы по дереву можно считать то, что она дает возможность максимально включить фантазию и воображение, экспериментируя с орнаментом и способами его нанесения на плоскость. Возможно поэтому глухая резьба добилась широкого применения в оформлении интерьеров домов.

Отличительной особенностью скульптурной (объёмной) резьбы является изображение отдельных фигур людей, животных, птиц или других объектов (рисунок 7). Фактически она является самым сложным видом резьбы, поскольку требует от резчика объёмного видения фигуры, чувства перспективы, сохранения пропорций.

Трёхгранно-выемчатая геометрическая резьба по дереву относится к подвиду плосковыемчатой глухой резьбы. Основным её элементом является трехгранник с прямыми, вогнутыми или выпуклыми сторонами, грани которых образуют пирамиду, опрокинутую вершиной вниз (рисунок 8).

Древесная посуда с самых давнешних времен была у российского человека в большенном употреблении: ковши и скобкари резьба по дереву для фотошоп в форме плывущей птицы, круглые братины (сосуды под вино), обеденные миски, ложки различных форм и размеров. Древесную посуду можно было узреть на столе у сударыни и в избе крестьянина, в хозяйстве обеспеченного вотчинника и в королевском обиходе. Наряженную древесную посуду окрашивали в калоритные цвета и расписывали различными красками, иногда золотом и серебром.



При выполнении трёхгранно–выемчатой геометрической резьбы по дереву должны соблюдаться следующие правила:

– свободная рука должна удерживать заготовку, пальцы не должны находиться на пути резания ножа – косяка;

– угол резания при подрезке должен быть 30 – 45 градусов зависимо от функционального назначения изделия;

Шкатулки являются предметом домашнего обихода и служат для хранения различных мелких предметов. В шкатулках можно хранить деньги, ценные бумаги, письма, фотографии. Близок хохломе спектр местных икон, в каком преобладают теплые тона: оранжевые, красноватые, зеленовато – желтоватые, золотисто – карие, сочетающиеся с золотым фоном. Нередко в иконах местного письма встречаются и мотивы орнамента, напоминающие хохломской. Наибольшим спросом шкатулки резьба дереву выбор древесины пользуются у женщин, в них они хранят свои украшения и драгоценности, швейные и вышивальные принадлежности.

В течение многих веков люди изготавливали шкатулки из различных материалов: глины, древесины, камня, металла, стекла, пластмассы. Они различались размерами, конструкцией, формой. Искусные мастера изготавливали шкатулки с секретами, замочками, инкрустировали их драгоценными каменьями, металлами, слоновой костью. Но самыми разнообразными были шкатулки из древесины, потому что этот материал лучше обрабатывается. Ценились шкатулки из ценных пород дерева – ореха, бука, акации, дуба, палисандра, самшита. Если же не было ценной древесины, мастер мог скромную шкатулку украсить богатой резьбой или художественной росписью.

Этапы работы, входы и выходы процесса, также применяемые в работе инструменты и материалы представлены в таблице1.

Заготовка для моей шкатулки изготовлена из липы. Это дерево имеет очень мягкую древесину, светлый тон, нежную текстуру. Липа имеет ценную особенность – мало изменять форму. Поэтому заготовки из липы применяются для изготовления различных декоративных изделий. Я выбрала заготовку круглой формы.

Для своей шкатулки я выбрала технику трёхгранно – выемчатой геометрической резьбы по дереву в купе с хохломской росписью.

Моя работа началась с чертежа. На листе в клетку я при помощи карандаша, линейки и циркуля начертила эскиз резьбы (рисунок 10). Приходилось пару раз использовать ластик, т.к. не всегда получались ровные линии. Первоначально я хотела выполнить резьбу по все площади крышки шкатулки.


В центре эскиза расположен элемент «Сияние резьба по дереву чпу станок». Сначала я планировала сделать его на 8 лучей, но потом сделала вывод, что элемент на 16 лучей будет выглядеть гораздо лучше. Вокруг «Сияния» расположен элемент «Соты» разных размеров от меньшего к большему.

Затем я приступила к переносу эскиза на шкатулку. Это называется разметкой на изделии. Для разметки необходимо использовать карандаш 2Н, т.к. было важно не смазать рисунок на шкатулке. Я перенесла на крышку шкатулки центральный элемент резьбы и разметила окружности для элемента «Соты».

До того как приступить к резьбе, я ознакомилась с техникой безопасной работы и приёмами трёхгранно – выемчатой резьбы по дереву. Она состоит из следующих этапов:

Сначала я тренировалась в выполнении элементов резьбы на дощечке. Я попробовала элемент «Сколышки». Он прост в выполнении, но подходит только для плоских и прямоугольных изделий. Затем я тренировалась в выполнении элемента «Сияние». При выполнении резьба по дереву что почитать резьбы необходимо прикладывать большое усилие при нажиме на резец. У меня часто не хватало силы протолкнуть резец дальше. Вот тогда я поняла, что не смогу качественно выполнить то количество резьбы на своей шкатулке, которое было запланировано. Тогда я решила оставить на крышке шкатулки только центральный элемент «Сияние». И приступила к проектной резьбе.

Сначала я сделала краевые элементы в форме треугольника с тупым углом. Сложность была в выполнении закруглённых окончаний данных элементов.

Затем я приступила к выполнению элемента правого луча. Этот луч я вырезала так: по линии, соприкасающейся с крайним элементом, я вела резец, затем упиралась в вершину и делала качалку. Вырезание левого луча далось мне труднее, т.к. я правша. Я вела резец из центра по линии, соприкасающейся с правым лучом, доходила до вершины и делала качалку.

После выполнения резьбы я приступила к росписи шкатулки в технике хохломы. Я решила применить хохломскую роспись «под фон». Я выбрала хохломской орнамент «ягодка резьба по дереву домовая фото клубничка».

Технология нанесения росписи на мою шкатулку отличалась от традиционной хохломской. Не было этапов грунтовки, пропитки олифой, лужения изделия и сушки его в печи для получения эффекта хохломского золота. Я использовала золотую гуашь.

Сначала я затонировала шкатулку – нанесла «подфонок». Кистью № 6 я наносила золотую гуашь на оставшуюся поверхность крышки и боковую часть шкатулки. Слой гуаши нужно было нанести достаточной толщины для того, чтобы его яркость была контрастна с чёрным фоном.

Следующим этапом стало нанесение чёрного фона. Сначала я обвела чёрной гуашью карандашный рисунок. Потом обвела элемент «Сияние» по намеченной окружности, оставив тонкую линию золота.

Далее последовала «оживка» – придание рисунку цвета, прорисовывание мелких деталей, добавление бликов и элементов росписи. В моей росписи были использованы такие элементы хохломской росписи, как:

Готовая шкатулка мне понравилась. Работа была сложная, требовала внимания и аккуратности, но результат того стоил.

Моя шкатулка выглядит необычно из-за сочетания резьбы и росписи. А самое главное – такой шкатулки нет ни у кого в мире! Она уникальна!

наверх