На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Иван Машковцев
    хорошее дело , красивые деревянные шкатулки своими рукамиКак сделать дерев...

Искусство резьбы по камню

Искусство резьбы по камню - рельефной, пластичной, контурной, плоской и скульптурной, является одним из древних художественных ремесел Дагестана и ведет свою историю с эры палеолита. Конкретно камень был освоен человеком как один из первых природных материалов. В эру же средневековья в Дагестане формируются локальные центры, вычленяются отдельные группы и формы декоративно обработанного камня по художественному стилю и орнаментальным традициям.

В собственном развитии искусство пластической резьбы по камню прошло четыре шага:

2 - эра средневековья (VII резьба по дереву мужик и дама - XIV вв.) - период развития экономических, политических и культурных связей. Бурный рост строительства, культурного обмена, торговли. Расцвет высочайшего рельефа, статуи, тенденции к пышноватой декорировке построек, господство изобразительных мотивов и сюжетики.

3 - позже средневековье (XV-XVIII вв.) - формирование локальных художественных центров, развитие орнамента, а именно, растительного, полная отмена изобразительных сюжетов; основное внимание уделяется декоративному убранству надгробий и культовых строений.

4 - новое время (XIX-ХХ вв.) - в орнаменте пропадает композиционная цельность, резьба приобретает дробный нрав, ювелирную проработка деталей, наибольшая плотность наполнения декором поверхности камня. Формируются узколокальные варианты надгробий и их орнаментировка.

Более большими художественными центрами камнерезного искусства Дагестана были сделаны достойные внимания, самобытные, веками переработанные формы и типы каменной пластики, что позволяет нам сейчас систематизировать и датировать большущее наследство безымянных памятников народного искусства, относя их к тем либо другим школам.

На сегодня мы выделяем несколько художественных школ с ярко выраженным орнаментальным и стилевым почерком - Табасаранская (Южный и Северный), Гидатлинская, Кубачинская (Кубачино-Даргинское нагорье), Кумухская и т.д.

1. Детали строительного декора - камни-вставки, тимпаны, консоли, фризы, колонны. Лицевая часть их богато покрывалась резным " рисунком " (сюжетная композиция, орнамент резьба по дереву на охотничьи темы, символ, элемент ). Данный вид памятников имел распространение в почти всех регионах Дагестана, но наибольшее развитие получил в Кубачах и Кубачино-Даргинском нагорье в ХIV - ХV в. в.

2. Надгробные каменные монументы - саркофаги, стелы (антропоморфные, трапецевидные, прямоугольные ), по типу орнамента и технике выполнения совпадающие с основными художественными центрами -"табасаранский", "гидатлинский", "кумухский", "кубачинский", "акушинский". 3. К третьей группе памятников мы относим маленькую группу т.н. предметов быта, выполненных из камня и увенчанных резьбой - осветительные приборы, подставки под прялку, ступки-чесночницы, ступы-поилки, надкаминные плиты и т.д. Их возникновение относится к более позднему периоду (ХVIII - ХIХ вв.) и не имеет особенных устойчивых традиций. Классическими техниками резьбы по камню были высочайший и маленький рельеф (барельеф, горельеф), тонкий рельеф, врезанная линия, трехгранно-выемчатая и двускатно-желобчатая резьба. Те либо другие технические приемы стали соответствующими для тех либо других локальных камнерезных школ - пластическая резьба с высочайшим рельефом была в главном характерна Кубачи, трехгранно-выемчатая - Табасарану, линейная ("врезанная линия ") Гидатлю, плоская резьба с низким рельефом - Кумуху.

Искусство резьба по дереву на охотничий темы резьбы по камню - искусство народное, органично существовавшее и развивавшееся в русле обеспеченного декоративного - прикладного искусства Дагестана, составляя довольно глубочайший пласт в истории народного искусства. Монументы камнерезного искусства разбросаны по всему Дагестану и составляют, как и в прошлые века, неотъемлемую часть быта и жизнедеятельности горца.

Более ранешным опытом человека в резьбе по камню является петрографика (наскальные резные картинки). Дагестан является одним из больших очагов петрографики на Кавказе, самые ранешние эталоны которых относятся к 8-6 тыс. до н.э. /эра неолита/, расцвет приходится на II тыс.до.н.э. /эра бронзы/, традиция же и иконография выслеживаются в горной части Дагестана прямо до ХIХ века. Соответствующий круг образов для петрографики: элементы-символы (круги, спирали, лабиринты, кресты, треугольники), разрозненные и единичные сюжеты - изображение людей (наездники, пешие, сцены охоты, ритуальные деяния), изображения культовых животных (олени, горные бараны, козы, туры ) - все это по представлениям старых людей составляло их очерченный, "защищенный актуальный круг". Все картинки, наносясь на гладкую поверхность горы узкой либо чуток расширенной врезанной линией, имеют очень схематичный и условный нрав.

Совмещенные на одной площади, картинки и знаки не имели общей объединяющей композиционной полосы. Посреди сюжетов и рисунков есть более нередко повторяемые, но имеющие различную трактовку.

В следующие столетия наскальные картинки претерпевали конфигурации - равномерно образы утрачивали реалистичность, становились более схематичными, утрировалась тема, усложнялись, видоизменялись знаки. Декоративная обработка и стилизация переводила многие элементы петрографики в орнаментальные мотивы, которые потом легли в базу резьба дерева на ружье всей богатой орнаментальной культуры народного искусства Дагестана. При всем этом сохранялась и сама традиция петрографики, когда на больших каменных блоках тотчас наивно, без всякой связи вырезались разные бытовые сцены, знаки, знаки в классическом, архаичном их выполнении и трактовке. Каменные блоки с такими изображениями вставлялись в кладку жилого либо публичного строения и служили единственной цели - идола, сохраняя свою древнейшую охранную функцию.

Более ярко связь с системой образов петрографики в протяжении многих веков и в особенности в XVIII - XIX веках выслеживается в горном Дагестане и в особенности на местности т.н. Гидатлинского свободного общества (конкретно там, по итогам исследовательских экспедиций выявлено наибольшее количество "современной" петрографики). Это - Шамильский и часть Чародинского районов - селения Мачада, Хиндах, Хотода, Ириб, Гоор, Сомода, Урада и др. Часто тут встречается изображение спиралевидного лабиринта.

На лицевой гладко обтесанной поверхности, большого каменного блока врезанной линией изображается лабиринт, состоящий из закрученных к центру 2-ух пар линий, которые при раскручивании в оборотную сторону дают четыре (по концам света) спиралевидных завитка. Данный символ является резьба дерева лобзиком более пользующимся популярностью в сказочных и религиозных представлениях горцев как идол и талисман и по нынешний денек. В этом и состоит парадокс стойкости этого и многих других символов с эры бронзы и до наших дней.

Детали строительного декора - тимпаны, колонны, консоли, фризы, мемориальные плиты, вставки в стенку - создавались, фактически, по всему Дагестану с учетом местной стилистики, орнаментальных традиций и общего уровня востребованности. Все это относится ко второму периоду развития камнерезного искусства Дагестана (XII резьба по дереву на окнах рисунки - нач. ХV в.в.)

Искусство пластической резьбы по камню в эру средневековья более высочайшего совершенства достигнуло в с.Кубачи, которое выступало в рассматриваемый период одним из огромнейших центров художественной культуры Дагестана. Дошедшие до нас в большенном количестве строительные детали, вставки в стенки жилых домов, средневековых башен и культовых сооружений (мечетей, медресе, храмов), также резные надмогильные монументы уже издавна завлекают внимание исследователей. Говоря об особенностях кубачинских рельефов и критерий взаимосочетания изобразительных мотивов, академик И. А. Орбели отмечал, что может быть большая часть этих рельефов "когда-то были обработаны мастерами для постройки, 1-го, а точнее, 2-ух выдающихся дворцов какого-то местного феодала". Возможно, они были частью типичного публичного комплекса в центре Кубачи, куда входили Публичный дом, 5 мечетей (в том числе Джума-мечеть и женская), христианская церковь, чиннальский дом (старейшин), древнее кубачинское кладбище, площадь Ханжилла (игровая площадь).

Более всераспространенными видами и темами кубачинских рельефов являются изображения львов, барсов, птиц, умопомрачительных животных /грифоны, сирины/, сцены охоты, звериного гона и терзания хищником копытного животного. Ряд сюжетов связан с изображением человека (т.н. антропоморфный мотив) - сцены состязаний, охоты, единоборства, пиршества, ритуальные церемонии жертвоприношений и различные жанровые сцены. По сюжетам, особенностям трактовки и пластическим приемам памятники Кубачи обнаруживают близость с более ранними памятниками Закавказья, Ближнего Востока и особенно сасанидского Ирана. Однако, изобразительные и орнаментальные мотивы растительного характера, в значительной степени переосмыслены и подвергнуты творческой переработке местными мастерами.

Всего на сей день насчитывается около 550 каменных кубачинских рельефов. Многие из них хранятся в крупнейших музеях мира (Метрополитен -Музей, Лувр, Эрмитаж), зарубежных частных коллекциях резьба по дереву на кухонных досках и музеях Дагестана ( ДМИИ и ДГОМ). Часть камней сохранилась в самом Кубачи.

По иконографии образов рельефы можно объединить в три группы - изображения льва (барса), птиц и оленей, изображение человека. Пасть хищника обычно раскрыта, зубы оскалены, хвост либо закинут на спину, либо пропущен через заднюю лопатку и выведен верх кисточкой. Передние и задние видимые лопатки животного декоративно обработаны штриховыми линиями либо орнаментом. Несмотря на композиционную схожесть данные рельефы выполнены в различных не только лишь технике, да и манере исполнения. Их не связывает единая стилистическая линия и уровень исполнения, и, возможно, создавались они не в одно время.Тимпан с изображением двух борющихся мужчин из коллекции ДМИИ резьба по дереву на лазерном станке является своеобразной визитной карточкой не только лишь искусства резного камня, да и всего декоративно-прикладного искусства средневекового Дагестана в целом. Памятник, датируемый 14в. был вывезен из сел. Кубачи в составе коллекции рельефов (22 шт.) в 1924г. русской этнографической экспедицией для дальнейшей закупки Дагмузеем.

Подчас фигуры нескольких оленей заполняют всю поверхность и даны вроде бы на разных уровнях, в пространстве. Птица, наиболее излюбленный на Востоке образ, символизирующий небо резьба по дереву на заказ наличники и свет, и ее изображение в каменной пластике имеет неограниченное количество вариантов. Нередко встречаются парные геральдические композиции или одиночные, сцены терзания с изображением орлов, павлинов, также грифонов и сиринов.

Достаточно распространенной в Кубачи деталью архитектурного декора являются тимпаны для дверей и окон.

Данные обобщающие факты свидетельствуют о большом количестве безымянных мастеров и разнообразии их творческих почерков.Образ оленя редко встречается в резном камне. В большинстве случаев олень - это легкое, гибкое, динамичное животное, изображаемое крупным планом, являющееся символом свободы и независимости. Ранее же тимпан украшал окно западного фасада Хуннала-мечети. Тимпан имеет арочную полукруглую форму с выступающей архивольтой, центральное поле заполнено сюжетным "рисунком", выполненным на высоком художественном уровне. Это сцена борьбы (спортивный поединок) двух атлетически сложенных мужчин. Мотив единоборства очень древний, и воспринят из "восточного, сасанидского иконографического круга", но при всем этом данный рельеф достаточно ярко отражает местную тему и имеет реальную основу.

Существование в средневековом Кубачи т.н. "мужских союзов " (особых мужских организаций "батирте" и "чине") предполагало постоянное физическое совершенствование посредством проведения всевозможных соревнований, состязаний, поединков. Во всем изображении чувствуется высокое напряжение, накал, момент решительной схватки. Архивольта тимпана заполнена рельефной персидской надписью, но выполненной арабскими буквами. Здесь воспроизведена часть распространенного в Иране в конце ХII - ХIV в.в. благопожелательного стиха: " Да будет покровителем творец мира, да будет покровителем. "

Каменная скульптура не имела того же широкого развития как каменные рельефы, по крайней мере, до нас дошли лишь малые единицы, находящиеся сегодня в различных коллекциях. Они все представляют собой образцы скульптуры высокого художественного уровня - объемные изображения животных /львы, барсы, кабаны/. Редки они и из-за их массового уничтожения в период окончательной исламизации Дагестана (II пол. ХV в.), потому что они изображались более резьба дерева нихромом реалистично и живо.

Каменная скульптура создавалась для украшения наиболее важных частей зданий - фасадов, порталов. Она была достаточно крупная по размерам, вся поверхность тулова покрывалась в невысоком рельефе различными сюжетами, образами, орнаментом, не связанными единой темой. Второй крупный раздел дагестанского камнерезного искусства составляют намогильные памятники. Их отличают богатая орнаментальная, видовая, графическая традиция, огромный временной промежуток (с эпохи бронзы 1II -II тыс. до н.э. и до XX века включительно), сложившиеся типы (саркофаги, прямоугольные и антропоморфные стелы), ярко выраженные локальные типы орнаментики ("кубачинский", "гидатлинский", "кумухский", "табасаранский"). Если провести условное разграничение по видам и стилям, то можно разделить все имеющиеся памятники-стелы /прямоугольные и антропоморфные/ по двум локальным вариантам - "кубачинскому " и "кумухскому". Они все резьба дерева ларионов имеют достаточно широкую прямоугольную форму, и при различии традиционной орнаментальной трактовки и техники резьбы /плоский, низкий, высокий рельеф, графическая линия/ их объединяет два устойчивых элемента. Это аркообразное обрамление по краю плиты, заполненное растительным /"византийская ветка"/ либо эпиграфическим орнаментом, и расположенное вертикально по центральной оси стилизованное "древо жизни", венчаемое сверху крупным цветком, кругом, фиалом. Существовала известная дифференциация между мужскими и женскими памятниками, о чем свидетельствует определенная атрибутика: на мужских надгробиях высекались изображения кинжала, сапог, газырей и т.п. на женских - кувшина, ножниц, украшений.

Из камня вырезали небольшие сосудообразные предметы - ступки, ступы-поилки, подставки под прялки, светильники, большие тимпанообразные надкаминные плиты, сплошь покрытые тонким резным узором. Мелкая каменная пластика, к сожалению, мало изучена. В главном, мы имеем представление лишь о т.н. кубачинских предметах быта из камня, выполненных в достаточно позднее время (X1Х - нач.XX в.в.). По традиции вся лицевая поверхность покрывалась растительным орнаментом типа "мархарай", реже сюжетным орнаментом, и по форме эти предметы носили устойчивый монументальный характер.

Камень в горах во все времена был неотъемлемой частью жизни горца. Его значение не замыкалось на утилитарных функциях. Природное чувство гармонии, красоты мастера-резчика превращало в его руках любой необходимый в жизни предмет в произведение искусства. Детали кладки дома превращались в каменные " картины", резной камень на могиле - дань уважения резьба по дереву на банную тематику предкам и гимн вечной, не умирающей красоте, обычное бытовое подспорье в нелегком домашнем труде - милые, забавные вещицы в убранстве дома.

наверх