Лес дарил славянам, расселявшимся на обширных просторах российской равнины, и тепло, и защиту, и жилище. Дарил и свою красоту, и 1-ый материал для сотворения красы рукотворной. Дерево на Руси всегда было самым всераспространенным и возлюбленным материалом. Скошенное дерево в руках человека оживало для новейшей жизни, преображалось в художественные изделия, сначала носившие культовый языческий нрав.
Позже, освобождаясь от старого магизма, резьба служила для декорации храма, жилья и всей среды обитания человека.Резьба по дереву содержит в себе огромное количество промыслов, направлений, техник, менявшихся и развивавшихся в протяжении веков, служивших для решения разнообразнейших художественных задач. На Руси из дерева делали все — от миски и ложки до княжеского терема и Божьего храма. И все декорировали резьбой. В более позже пропильная резьба по дереву время в Русской империи выполнялось огромное количество резной мебели.
В орнаменте, в резной скульптуре, так же, как и в мелодии, и в песне, и в произведении живописи, выражается и эра, и душа народа, и нрав определенного человека, мастера-художника. Тенишевой в селе Талашкино Смоленской области. Там работали замечательные художники С. В.
Как кружит голову пролетевшим вихрем светских увеселений пышноватая барочная резьба века восемнадцатого. Какой надлом чувствуется в работах резчиков из народа, изготовленных незадолго до крушения российской цивилизации. Познакомившись с художественным миром запада и оторвавшись от корневой традиции, утратив незамутненность взора, они бросили собственный талант на подражание и поиск новых, по-своему прекрасных, но так дальних от той, старой гармонии, форм.
Приняв из Византии христианство, Русь восприняла и почти все из ее художественного наследства. При всем этом, как ни умопомрачительно, древний сохранившийся монумент церковной резьбы — известное олонецкое тябло XIII либо XIV вв. — выполнено с чисто российской размашистостью и непосредственностью. Для этого периода типично взаимовлияние культуры византийского христианства, остатков языческих традиций и творческого начала от всей души обратившейся российской души.
При взоре на уцелевшие работы старых мастеров, творивших в духовной традиции, поражает их композиционная смелость. Они присваивали своим изделиям очень необыкновенные формы и вольно расписывали их резным орнаментом. Броским примером таковой работы служит Людогощенский крест 1359 года из Величавого Новгорода. Античные резные иконы и поклонные кресты завораживают собственной грубоватой мощью. Они исполнялись в низком плоском рельефе. Лики, складки одежки, другие детали подавались условно, вырезались довольно ординарными, прямолинейными четкими порезками, повторявшими иконографические прориси. В кажущейся грубости выполнения ликов и неправильностях фигур звучит подлинная духовная сила, создается особенное духовное напряжение.
От XV века до нас дошло имя 1-го известного мастера — инока Амвросия, казначея Троице-Сергиквой лавры, «начертавшего резью» маленькие кресты и иконы.
Высшего расцвета церковная плоскорельефная, и в особенности «лицевая» (с фигурами людей), резьба каким лаком покрывать резьбу по дереву добивается в XVI веке при Иване Суровом. Происходит полное слияние иконной традиции и мастерства резчиков, еще сохраняется внутренняя энергия, а художественные приемы добиваются наибольшей отточенности и изящества. Исследователи отмечают, что все малочисленные сохранившиеся работы столичных резчиков середины XVI в. гармоничнее одновременных им произведений живописи.
— Царское моленное место Ивана Сурового (Мономахов трон) в Успенском соборе столичного Кремля 1551 год. Оно соединяет воединыжды внутри себя все типы резьбы: четыре статуи животных в основании, магическая плоскорельефная лицевая резьба на стенах моленного места, изображающая историю получения Владимиром Мономахом королевских регалий и шикарная сложноорганизованная сень на 4 колоннах, вся в резных цветах и орнаментах.
— Королевские врата из церкви Исидора Блаженного в Ростове на дону Величавом, сделанные по указу Ивана Сурового в 1566 году с сорока шестью маленькими резными иконами. Часть из их была утрачена и на рубеже XVIII—XIX вв. заменена вновь исполненными фигурами, наглядно показывающими, как свалился духовный и художественный уровень мастеров.
— Рака Зосимы Соловецкого, устроенная в том же 1566 году, при игумене Филиппе (Колычеве), будущем столичном митрополите. В ее рельефах огромное место занимало изображение волнующегося моря. Наименее чем через 100 лет раку поменяли серебряной, а древесную разобрали и так накрепко спрятали в рухлядной, что потом никто не знал о ее существовании. Исключительно в 1923 году она была найдена там прорезной резьба по дереву Н. Н. Померанцевым сзади большущего древесного шкафа.
Также в XVI—XVII вв. на Руси, в особенности на российском севере, получила распространение древесная круглая статуя. Ее левкасили и расписывали, достигая броской выразительности и декоративности. Известны красивые какие ножики по резьбе по дереву наилучшие статуи Николая чудотворца, Жору Победоносца, Параскевы Пятницы и неких других святых.
Пережив совместно с Столичным государством период расцвета и упадка, художественная культура российского средневековья сменилась направлениями пришедшими с запада. Одним из последних самобытных проявлений народного творчества в XIX веке стала пермская древесная статуя.
Но если грубоватая условность работы старых резчиков одухотворяла выполненные ими статуи и рельефы, то простой натурализм мастеров более позднего времени только отяжелял, приземлял их произведения. Также в XIX веке работала мастерская резных икон в Сергиевом посаде. Ее изделия выделяют академический реализм, высочайший рельеф, практически отрывающийся от плоскости доски и тончайшая, изящнейшая проработка деталей. Возможно в этой же мастерской делали и печати для просфор и артосов, умопомрачительных по тонкости выполнения. Некие из их до сего времени еще используются в наших храмах.
В последние десятилетия рядом с возрождением церковной жизни, энтузиазмом к классической «канонической» иконописи, появился и энтузиазм к московско-византийскому стилю плоскорельефной резьбы, иконам «на рези» и старым орнаментам, к которым обращаются многие современные мастера.
Узнаваемый исследователь Николай Соболев говорил в собственной книжке «Русская народная резьба по дереву» как в 1912 году он оказался в глухой деревушке и увидел там любознательный рубель с архаичным рисунком из шестилистных розеток и неловких лошадей. На вопрос, откуда такая увлекательная древная вещь, дочь владельца отвечала: «Да это тятька сейчас зимой резал. Делать было нечего, он гвоздем да ножиком и наковырял».
Для каждого обитателя Руси резьба какие ножики лучше для резьбы по дереву начиналась с обычных обыденных вещей. Долгими зимами крестьянин сам делал себе и на продажу посуду, мебель, нужный инструмент. Сам декорировал их резьбой. Так было заведено везде. Но вот кое-где возникал профессиональный мастер-самородок. который изобретал какой-либо новый технический прием, придумывал свежайшую художественную идею и его изделия через ярмарки и негоциантов распространялись по всем городкам и весям. У него появлялись ученики, следовавшие за ним, продолжавшие делать с маленькими вариантами похожие изделия. Так складывался уникальный местный промысел.
Посуда в старину соответствовала самобытному укладу российской жизни. Из цельного полена вырезались скобкари с двумя ручками, братины, ендовы и ковши всех размеров, от маленькой уточки-«налевки» до огромных многоведерных черпальников в виде ладьи или плывущего лебедя. Богородские изделия интересны не только лишь резьбой, да и оригинальной конструкцией. Одни из них скреплены планочками («кузнецы», «солдатики на разводе»), другие стоят на тумбочке со спиральной пружинкой внутри («как яблоньку сажают», «заяц с морковкой»), третьи приводятся в движение при помощи шарика-баланса («куры на кругу»).На рубеже веков техника богородской резьбы значительно усовершенствовалась, фигурки стали более реалистичными и детально проработанными.
А наверху башни конь или птица. Или попроще какие резцы по дереву нужны для резьбы — в завершении плоской ручки вырезано кольцо и на нем коняшка. И это один из немногих местных промыслов просуществовавших с XVII века до самой революции.
Самой почетной посудой на крестьянском обеденном столе была солоница. Соль на Руси ценилась дорого и ее хранилище пользовалось почетом и уважением, и резчики не скупились на ее украшение.
В XIX веке на коронацию Николая II от различных обществ присылали в дар удивительно тонкой работы подносные блюда, покрытые сложными орнаментами и приличествующими случаю надписями.
Обильной геометрической резьбой покрывались прялки и ткацкие станки. Надо заметить, что геометрической резьбу эту можно называть достаточно условно. Древние резчики отнюдь не стремились к математической точности и строгой симметрии, делали все на-глаз. «по чувству», при помощи простейших разметочных приспособлений вроде веревочки и гвоздика. Колеблющиеся контуры, различная глубина выемок и игра светотени смягчали и оживляли резьбу.
Один из самых часто встречающихся мотивов народной резьбы — символ солнца — круглая розетка, укоренившаяся в народной резьбе с языческой древности. Она по народным поверьям оберегала от злых чар, заговоров. Так же почиталось изображение коня. Он был должен отгонять от жилья злых духов и приносить счастье, его резное изображение укрепляли на самом высоком и видном месте дома (отсюда и название прорезная резьбы по дереву «конек крыши»). Каждый хозяин стремился наряднее украсить свое жилище. Резьбой покрывались слуховые окна и балкончики, карнизы и фризы, наличники окон и дверей, лестницы и ворота. В XVII-ХIХ вв. домовая резьба была очень богатой, мощной, сочной, насыщенной сказочными мотивами. Деревенские резчики «подглядев» в городе новые мотивы, воплощали их по-своему.
В деревнях Нижегородской губернии на наличниках вырезали крупных птиц, клюющих виноград. Их раскрашивали в яркие цвета, вообще яркая расцветка была характерна для народного творчества. К началу ХХ века распространилась ажурная прорезная резьба, более легкая в работе. Узоры для нее деревенские умельцы часто заимствовали у изделий народной вышивки и плетеных кружев. В XVIII веке, с развитием кораблестроения, начала применяться скульптурная резьба. Носовые части кораблей выполняли в виде головы льва, дракона, слона, единорога, других зверей и птиц. Резьбой украшали также экипажи и кареты.
Особой разновидностью резных изделий были игрушки. Изначально это грубые, едва узнаваемые фигурки людей и животных, к которым присоединялись лодки, сани, повозки. В XIX веке, под влиянием западных и восточных образцов, появляется множество разнообразных искусно сделанных игрушек.
Таких, как например, набор «Лавра», изготавливавшийся и продававшийся в Сергиевом Посаде. Это были упрощенные по форме церковки, часовни, монастырские стены и башни, уложенные в ящичек, с прилагающимся планом, указывающим как их расставлять. На рубеже XIX-ХX веков сформировались две заметных самостоятельных народных школы резьбы, абрамцево-кудринская и богородская, при советской власти организованные в фабрики, при которых были открыты училища.
Ведет начало от мастерской и школы, организованной в 1882 году Еленой Дмитриевной Поленовой (сестрой художника В. Д. Поленова ) в усадьбе Абрамцево и объединившей местных мастеров из сел Кудрино, Ахтырка и других. В школе три года бесплатно (но на своих харчах) обучались подростки из окрестных сел. Каждый год набирали пять-шесть человек. В мастерской в большом количестве производилась украшенная геометрической резьбой декоративная мебель в стиле русского модерна со сказочными интонациями (тут сказывалось влияние художников прорезной резьбы по дереву абрамцевского кружка), имевшая успех у публики. В этой школе в 1887–90 гг. прошел обучение Василий Петрович Ворносков (1876–1940), житель села Кудрино. Талантливый самородок к двадцати годам достиг творческой зрелости, вышел с братом из мастерской и начал самостоятельную работу. Его какие существуют виды резьбы по дереву не удовлетворяло однообразие и сухость геометрической резьбы, и постепенно он разработал свой стиль. Живой, свободно распространяющийся растительный орнамент с большеклювыми птицами на мягко скругленном фоне. Он делал подносы, вазы, ковши и многое другое. В своей работе Ворносков использовал старинные образцы, виденные им в Кустарном музее. Его работы выставлялись на выставках в России и заграницей. С 1906 он начал обучать учеников, те подучивали родню и скоро вся деревня Кудрино занялась выгодным промыслом.
После революции мастеров объединили в артель, а Ворноскова пытались раскулачить. Он перебрался в Москву. В 1930-х годах Василий Петрович вместе с сыновьями трудился над выполнением заказов Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР, а промысел, которому он положил начало, продолжал жить самостоятельной жизнью.
Можно добавить, что подобное Абрамцевскому сообщество художников и производство декоративных изделий имело место и в имении М. К. Любуясь старой резьбой, мы яснее лицезреем, ощущаем историю и целостный художественный мир наших протцов. И как отрадно в душе, когда видишь на старых гуслях вырезанную голову зверька, так отлично знакомого по старым миниатюрам и каменной резьбе древних храмов. Как успокаивается, умиротворяется душа в созерцании резьбы на королевских воротах времен Столичной Руси проект по резьбе по дереву, размеренного, переплетающегося орнамента, текущего, как молитва, стремящегося к Господу. Малютин и А. П. Зиновьев. но они не опирались на традиции местных мастеров, и промысел не получил развития и не укоренился в народе.
В старинном селе Богородское промысел деревянной игрушки существовал с XVI—XVII вв. До конца 19 в. сохранялась традиционная техника — в фигурках людей, животных и в игрушках с движением («дергуны», «кузнецы» и пр.) неглубокими порезками условно обозначались характерные для каждого персонажа детали. Нередко эти детали подчеркивались яркой раскраской. Выпускали в ту пору и позднее игрушки двух видов: «серые» и «чистые». «Серые» — попроще, подешевле, вроде «кузнецов», солдатиков или барынь. Чистые игрушки были с движением («клюющие курочки», «бодающиеся барашки»), делались тщательней и продавались дороже. Самыми ранними из сохранившихся работ являются работы неизвестных мастеров первой половины XIX какие нужны резцы для резьбы по дереву века, фигурки льва и собачки со щенком.
Со второй половины XIX века в Богородском появляются многофигурные скульптурные группы «Крестьянское хозяйство», «Гуляние», «Чаепитие», «Тройка» и другие жанровые сценки. Особенно были известны козьмодемьянские ковши-черпаки с высокими изящными прорезными ручками. Они изображали башни с арочными проемами.
Этот качественный скачок связан с именем талантливого мастера-самоучки Андрей Яковлевич Чушкина. Из чурбачка фигурка вчерне вырубалась топором, набирала форму под знаменитым богородским ножом и «расписывалась» стамеской, точные «мазки» ложатся рядом вместе и мех медвежонка приобретает ощутительную лохматость. Все движения мастера стремительны и отработаны.
Всего за час новый мишка рождается какие резцы нужны для резьбы по дереву на глазах восхищенных зрителей. Мишки завоевали наибольшую популярность в наше сувенирное время, хотя на рубеже веков значительно большее распространение имела фигурка коня. Ну и кто только не воплощался в дереве руками подмосковных умельцев! Герои сказок, басен, лубков с музыкальными инструментами, с топорами и лопатами и даже медведь на тракторе.
В 1913 году Андрей Яковлевич Чушкин со своими единомышленниками организовали « Кустарно-игрушечную артель в деревне Богородской». Вместе с игрушечной артелью в том же 1913 году в Богородском была открыта и учебно-показательная мастерская с инструкторским классом резьбы по дереву, руководить которой был прислан выпускник Императорской академии художеств художник-график Константин Иоганович Лимбланд. Взаимовлияние академической школы и народного мироощущения дало промыслу долгую жизнь.
Свежие комментарии