Во 2-ой половине прошедшего столетия в подмосковном имении Абрамцево была организована столярная мастерская, в какой изготовляли по народным образчикам мебель, шкатулки, пеналы и другие художественные изделия из дерева, увенчанные трехгранно-выемчатой и плоскорельефной резьбой. В мастерской работали резчики из примыкающих деревень.
Мягенькая и легкая древесная порода липы, имеющая однородное строение, не достаточно трескается, некординально скоробливается и, самое главное, отлично режется. Каждый участок фона, находящийся меж элементами узора, преобразован в «подушечку», имеющую произвольные очертания. В резьбе же с подборным фоном, как и следует из наименования, фон подбирается, другими словами срезается во всех участках на схожую глубину; при всем этом элементы орнаментов оказываются приподнятыми над фоном. Резьба с подборным фоном более трудоемка, чем резьба по дереву ногинск с подушечным.
Основной материал, используемый для плоскорельефной резьбы,— липа.
Кудринская плоскорельефная резьба бывает с подушечным и подборным, подобранным либо избранным фоном. У первой разновидности фон имеет ту же высоту, что и элементы узора. Заместо липы могут быть применены осина, ольха и ветла, которые владеют схожими качествами. В особенности хороша ольха, имеющая коричневато-красную расцветку. Применяется для резных работ и поболее жесткая древесная порода лиственных пород — березы, груши и яблони. Жесткая древесная порода дает возможность делать очень маленькую резьбу с тонкими роскошными порезками. Но резать твердую древесную породу существенно сложнее, чем мягенькую. И времени уходит больше: приходится почаще затачивать и править инструменты, которые тупятся при обработке жесткой древесной породы достаточно стремительно. Подсчитано, что для выполнения резьбы с подушечным фоном на дощечке из липы размером 40x25 см резчику требуется приблизительно 10 часов, из березы — 12, из яблони либо дуба — 15.Изделия, в каких в качестве декора подразумевается использовать плоскорельефную резьбу, изготовляют из лиственной древесной породы в столярной мастерской по заблаговременно разработанному наброску. На первых порах можно использовать покупные изделия из дерева, к примеру разделочную доску, полочку, пенал и т. п. Они обычно изготовляются из липы, осины либо березы. Неплохой материал для резных работ — выдержанная липовая древесная порода пришедших в негодность чертежных досок.
Плоскорельефная кудринская резьба производится ножом-резаком, плоскими и полукруглыми стамесками, которые приобретают, заказывают либо же изготовляют сами из инструментальной стали. Отличные резьбы по дереву в домашних критериях инструменты можно сделать из имеющихся в продаже стандартных плоских стамесок. Индустрией выпускаются плоские и полукруглые (желобчатые) стамески с шириной полотен от 4 до 50 мм. Эталоном установлены последующие номера стамесок, которые соответствуют ширине полотна: 4, 6, 8, 10, 12, 16, 20, 25, 32, 40 и 50. Обычно стамески надеты на древесные либо пластмассовые ручки. Плоские стамески довольно заточить, и они готовы к применению. Из плоских стамесок с шириной полотен 8 и 20 мм изготовьте два резака (ножа-косяка). Угол меж косым срезом и продольной осью резака должен составлять 45—60°. Из стамесок, имеющих ширину полотна 4, 6, 8, 10, 12 и 16 мм, необходимо сделать полукруглые стамески. Конец полотна стамески отожгите на газовой горелке либо паяльной лампе и медлительно охладите. Потом зажмите полотно стамески в тисках и отпилите ножовкой конусновидную режущую часть. Подходящим по размерам круглым ратфилем проточите вдоль полотна желоб и опилите полотно с оборотной стороны плоским ратфилем, придав ему цилиндрическую форму. Таким же образом опиливают стамеску-уголок 147 (гейсмус), только желоб вытачивают трехгранным ратфилем. При выборке глубочайшего фона заместо полукруглых стамесок удобнее использовать клюкарзы. Клюкарзы — это те же плоские и полукруглые стамески, но с коленообразным извивом. Их изготавливают из стамесок с древесными ручками. Полотна стамесок сбивают с рукояток, раскаляют докрасна в муфельной печи и присваивают им на наковальне подходящий извив резьба по дереву ножики, закаляют и после остывания насаживают на ручки. Все режущие инструменты сначала затачиваются на электронаждаке, а потом на тонкодисперсном точильном камне и оселке. Окончательную доводку делают на войлочном круге либо вручную на кожаном ремне с пастой ГОИ. В процессе резьбы инструменты повсевременно подтачивают на оселке и правят с пастой ГОИ.
Работа над резьбой начинается с наброска, который разрабатывается с учетом формы, размеров и предназначения украшаемого древесного изделия. Набросок производится на листе бумаги в истинную величину. Композиция орнамента составляется из элементов, характерных для данного вида резьбы, тщательно обрабатываются все ее детали. Рисунок с эскиза переводится на кальку, а затем при помощи копировальной бумаги — на древесину. Рисунок можно перевести остро отточенным карандашом. Но при многократной обводке контуры рисунка забиваются и теряют четкость. Поэтому вместо карандаша резчики часто применяют костяную палочку с тонким отполированным концом. Получится тампон, внутри которого, как в мешочке, будет находиться скипидарно-восковая масса, выступающая из него при легком нажатии. Восковую массу наносят тампоном на выступающие части резного изделия, ведя его сначала поперек, а затем вдоль древесных волокон.
Лезвие стамески или носик резака углубляется в древесину примерно на 1,5—2 мм. Резак передвигают на себя, слегка наклонив его полотно к поверхности обрабатываемого изделия. При всем этом следят за тем, чтобы глубина надрезки оставалась постоянной. Нельзя выполнить чисто и аккуратно какой-либо срез на древесине, если не принять во внимание ее строение. Там, где резак будет пересекать волокна древесины почти под прямым углом, в большинстве случаев возникают сколы. При выполнении резьбы изделие необходимо постоянно поворачивать, выбирая для каждого участка контура такое направление движения резака, при котором волокна древесины перерезались бы им под небольшим углом. Там, где избежать поперечного пересечения волокон невозможно, подрезку выполняют резьба по дереву маски своими руками за два-три прохода резака. В тех участках рисунка, где его контуры совпадают с кривизной имеющихся полукруглых стамесок, надрезку выполняют стамесками. Применение полукруглых стамесок намного убыстряет работу. Резьба, выполненная подобным образом, выглядит более четкой, чем выполненная резцом.
Прямо за надрезкой контура следует подрезка. При подрезке резак ведут в том же направлении, что и при надрезке, только с наклоном полотна в другую сторону (в сторону фона), соблюдая те же правила резки древесины. После выполнения очередной подрезки от деревянной доски отделяют стружки в виде трехгранных призмочек.
Инструменты резчика, изготовленные из стандартных столярных стамесок: 1 – плоские стамески; 2 – резак (нож - косяк); 3 – клюкарза с прямым лезвием;
4 – последовательность изготовления полукруглой стамески; 5 – клюкарза с полукруглым лезвием, угловая стамеска, пуансон.
На следующем этапе приступают к так называемому заоваливанию, другими словами скруглению выступающих по контуру ребер со стороны орнамента и со стороны фона. Детали орнамента заоваливаются более круто, при всем этом на ребре снимается очень узкая фаска. Заоваливание выполняется резаком и плоской стамеской. Завершают резьбу нанесением на определенные участки узора небольших порезок, контурных или ногтевидных, в условной манере передающих прожилки на листьях, оперение птиц и т. п. Фон при всем этом оставляют нетронутым.
Если выполняется резьба с подборным фоном, вначале фон выбирают полукруглыми стамесками, а затем выравнивают плоскими. Но наиболее удобны для этих целей клюкарзы с полукруглой и плоской рабочими частями.
Последовательность выполнения одного из элементов резьбы "ёлочки": 1 – надрезка по контуру; 2 – подрезка;
3 – заоваливание (резьба с подушечным фоном): 4 – подборка фона (резьба с подборным фоном резьба по дереву нож 76).
Поскольку кудринская резьба имеет низкий рельеф, с незначительной игрой света и тени, ее выразительность и красота почти во всем зависят от декоративной отделки, которой завершается работа. К отделочным операциям предъявляются особые требования. К ним относятся крашение, лакировка и полировка древесины.До отделки изделие тщательно зачищают наждачкой. Вначале применяют бумагу со средним зерном, а затем мелкозернистую. Древесную пыль и остатки абразива после шлифовки сметают с резьбы сухой щеткой или широкой щетинной кистью. Но даже при самой аккуратной и чистой обработке на поверхности древесины все таки остаются мельчайшие, едва заметные глазом ворсинки. Чтобы удалить ворс, древесину смачивают чистой теплой водой при помощи губки или тряпичного тампона. Примерно через 10—12 часов высохшее изделие шлифуют мелкозернистой наждачкой. Шлифуют только выступающие элементы рельефа до того времени, пока на их поверхности не появится мягкий блеск, при всем этом углубленные участки должны оставаться матовыми. После шлифовки приступают к крашению. Древесина лиственных пород после окраски приобретает благородный темно-коричневый цвет с красноватым и желтоватым оттенками. Для окрашивания резных изделий в большинстве случаев применяют гуминовый краситель, получаемый на заводе из торфа 150 и бурых углей и известный резьба по дереву кухонная утварь фото под названием ореховой морилки. Порошковый краситель нужно развести в горячей воде и профильтровать через марлю. Тональность и цветовые оттенки красящего раствора подбирают опытным путем. Тональность изменяют добавлением порошка или же добавлением воды. Спиртовые морилки продаются уже готовыми к употреблению, но по мере надобности их высветляют, разбавляя водой. Подцветить красящий раствор, придав ему желаемый оттенок, можно анилиновыми красителями, применяемыми для крашения тканей. Раствором морилки, в который добавлена красная анилиновая краска, окрашивают древесину березы и ольхи под красное дерево. До того как приступить непосредственно к окраске резного изделия, проведите контрольную окраску на небольших дощечках из той же породы древесины. После высыхания красителя резьба по дереву ножики вы сможете получить точное представление о том, как будет выглядеть фон, а покрыв часть окрашенной дощечки лаком, увидите, каким будет само изделие и выступающие элементы рельефа. Подобрав желаемый цвет и тональность красителя, приступайте к окраске. Чтобы морилка легла на поверхность более равномерно, рекомендуется примерно за пять минут до окрашивания смочить изделие чистой водой комнатной температуры. Морилку нужно наносить щеткой или щетинной кистью. Вначале нанесите краситель вдоль волокон, а затем растушуйте поперек волокон. Сразу протрите изделие мягкой, сухой и чистой тряпкой. Тряпка должна впитать избытки красителя, который обычно скапливается в углублениях резьбы, и удалить случайные подтеки.
Крышка коробочки на разных стадиях изготовления резьба по дереву кухонная мебель фото: 1 — подготовительный рисунок; 2 — резьба с подушечным фоном;
3 — резьба с подборным фоном; 4 — крашение и отделка.
Когда морилка высохнет, слегка прошлифуйте резное изделие мелкозернистой наждачкой, удаляя случайные пятна и оставшиеся ворсинки. Затем стряхните щеткой с резьбы образовавшуюся пыль. Подготовленное таким макаром изделие надо покрыть лаком, а затем отполировать. Для этого применяют шеллачный или масляный лак. Пленка масляного лака отличается прочностью и интенсивным блеском. До рабочего состояния лак разводят скипидаром или уайт-спиртом и наносят на древесину тряпичным тампоном. Лак нужно наносить тонким слоем на все участки резного изделия, кроме углублений резьбы, кругообразными движениями без сильного нажима. Нельзя допускать появлений наплывов и подтеков. После очередного нанесения каждый слой лака нужно сушить более суток. Первый слой лака обычно имеет неприглядный вид, потому что он частично впитывается в древесину. Только после нанесения трех-четырех тонких слоев лаковая пленка становится прочной и равномерной. Отшлифуйте ее осторожно мелкозернистой (желательно несколько истертой) наждачкой. Шлифовать нужно до того времени, пока лаковое покрытие не станет матовым. Если на его поверхности все таки останутся блестящие пятна, значит, при высыхании лак в этих участках осел и наждачка не коснулась их. В таких случаях резьбу надо вычистить щеткой и снова покрыть тонким слоем лака. После высыхания лака шлифовку нужно повторить.
Заключительный этап отделки — полирование. Полированием, или располировкой, при помощи политуры сглаживают лаковую поверхность и придают ей зеркальный блеск. Тряпичный тампон пропитывают политурой и добавляют две-три капли растительного масла (например, подсолнечного). Масло улучшает скольжение тампона по лаковой поверхности резьба по дереву новости. Политуру нужно наносить равномерно круговыми движениями тампона. Через два-три дня лаковое покрытие располировывают вновь. Если блеск получился недостаточно интенсивным, через трое суток располировку повторяют. В конечном итоге отполированные участки резьбы приобретают блеск и насыщенный цвет, в то время как углубления фона остаются матовыми. Это контрастное сопоставление цвета и фактуры делает резьбу выразительной и живописной. Чтобы усилить эту выразительность, на фон иногда наносят пуансоном или шилом точечную насечку.
Если необходимо, чтобы изделие имело легкий матовый блеск, его отделывают не лаком, а восковой мастикой. Две весовые части воска или парафина расплавляют на водной бане и добавляют одну часть скипидара. Охлажденная восковая масса по консистенции напоминает жидкую кашицу. Положив немного этой кашицы на сложенную в несколько слоев марлю, собирают края марли вместе и перевязывают бечевкой. Можно также использовать шило, конец резьба по дереву леонид старосельский которого притупляют и тщательно полируют для того, чтобы он свободно скользил по бумаге, не царапая ее.Первый этап резьбы состоит из двух основных приемов: надрезки и подрезки. Выполняется надрезка в главном резаком, но в некоторых участках контура могут применяться полукруглые стамески с крутизной, соответствующей линиям рисунка.
После высыхания восковой массы изделие натирают щеткой (для этих целей можно приспособить старую одежную щетку резьба по дереву лобзиком наличников). От трения воск расплавится и поболее равномерно распределится по поверхности древесины. Через некоторое время, как оплавленный воск застынет, вощеные поверхности натирают сухой тряпкой до появления легкого глянца.
Свежие комментарии